Физическая культура
Рабочие программы по физической культуре для 1-4 классов
разработаны на основе Федерального государственного стандарта начального общего
образования, примерной программы начального общего образования, авторской
программы В.И. Ляха. Программы рассчитаны на 102 часа в 1 - 4 классах из
расчета 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета «Физическая культура» был
введён приказом Минобрнауки 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано:
час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение
двигательной активности развитие физических качеств обучающихся, внедрение
современных систем физического воспитания». В программе В.И. Ляха программный
материал делится на две части - обязательную и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. В обязательную часть входит материал в соответствии
с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная
подготовка заменяется кроссовой). Обязательная часть выполняет обязательный минимум
образования по предмету «Физическая культура». Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, включает в себя программный материал по подвижным
играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый
год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Важной
особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание
учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго класса. Отличительной
особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой
метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и
давать в форме игры. Распределение учебного времени на прохождение обязательной
части программного материала по физической культуре в 2-4 классах составлено в
соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.
Лях). При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» – заменена
разделом «Кроссовая подготовка», на изучение раздела «Подвижные игры» добавлены
часы. Часы части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняют
основные разделы программного материала обязательной части, при этом с учетом
рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию
обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено
изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические
упражнения». Освоение физической культуры в начальной школе направлено на
достижение следующих целей: - укрепление здоровья, повышение физической
подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и
самостоятельности в двигательной деятельности; - развитие физических качеств:
силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам
акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических
упражнений общеразвивающей направленности; - формирование умений проведения
физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание
культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и
соревновательной деятельности; - воспитание интереса к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей
физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.). Рабочие программы
для 5-11 кл составлены на основе: - авторской программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича, М.;
Просвещение 2012. - примерной программы по физической культуре в рамках
Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения,
Москва «Просвещение» 2012 г. Цель
программ: формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха, содействие всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры школьника.