МУНИЦИПАЛЬНОЕ Б Ю Д Ж Е Т Н О Е О Б Щ Е О Б Р А ЗО В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е «О К Т Я Б Р Ь С К А Я Ш К О Л А -Г И М Н А З И Я » К РА С Н О ГВА РД ЕЙ С К О ГО РАЙ О Н А РЕС П У БЛ И К И КРЫ М _____________(М Б О У «О К Т Я Б Р Ь С К А Я Ш К О Л А -Г И М Н А ЗИ Я »)____________ ул. Г агарин а, 27, п. О ктябрьское, К р асн о гвар дей ски й р ай о н , Р есп у б л и ка К ры м , 297060, тел.: (06556) 6-33-57. e-m ail: krgv_okt-gimnaziya@crimeaedu.ru К од О Г Р Н 1 159102009351, И Н Н /К П П : 9105009166/910501001 РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического Совета Протокол № АА-_________ от « J ! » Pf _____ 202 Jf г. ПОЛОЖЕНИЕ Об итоговой комплексной контрольной работе на межпредметной основе в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» пгт. Октябрьское, 2024г. 1. Общие положения 1.1 .Положение об Итоговой Комплексной контрольной работе на межпредметной основе (далее - Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа -гимназия» представляет собой локальный нормативный акт, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации: Федеральный уровень 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный закон от 24.09.2022г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020г. №458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 23.08.2021г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения. необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий. предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения №3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения №27 к государственной программе образования», критериев его Российской Федерации «Развитие функциональному оснащению формирования и требований к общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022г. №653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229). Режим доступа: https://krippo.ru/files/metod2024/40.pdf 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». https://base.garant.ru/75093644/. 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН I. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». https://base.garant.ni/400274954/. 12. Федеральные рабочие программы по учебным предметам: Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык», Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение», Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Окружающий мир». (https://edsoo.ru/Rabochie programmi ро uch.htm). Региональный уровень 1. Закон Республики Крым от 06.07.2015г. №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.03.2023 № 565 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от II. 06.2021 № 1018» (МР по ведению деловой документации в государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Республики Крым). Режим доступа: https://www.krippo.ru/files/metod2024/24.pdf. 3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023 № 1988/01-15 (об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024 учебный год). Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, процедуру согласования, утверждения хранения Итоговой Комплексной контрольной работы на межпредметной основе (ИККР), порядок ее проведения. 2. Цели, объекты контроля, место ИККР в итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования 2.1.Целью ИККР является определение уровня сформированности у выпускников начальной школы универсальных учебных действий познавательных, регулятивных и коммуникативных, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а именно: - способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; - умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; - способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 2.2. Контролируемыми знаниями, видами умений, способов познавательной деятельности являются: 2.2.1. В области чтения: Техника и навыки чтения: - работа с информацией, представленной в различном виде; - общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы); - сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения; - умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться. Культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий: - поиск и упорядочивание информации; - вычленение ключевой информации; - представление ее в разных форматах, - связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации. Читательский отклик на прочитанное. 2.2.2. В области системы языка: Овладение выпускником основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи) - целостность системы понятий; - фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи; - разбор слова по составу; - разбор предложения по частям речи; - синтаксический разбор предложения.; Умение строить свободные высказывания: - словосочетания (умение озаглавить текст); - предложения; - связный текст , в том числе - и математического характера, предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующее элементов рассуждения. Сформированность правописных навыков, техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания); Объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения 2.2.3. В области математики: Овладение выпускником основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными) Умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц, с опорой на визуальную информацию; Умение рассуждать и обосновывать свои действия. 2.2.4. В области окружающего мира: Сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий: - тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики); - объекты живой и неживой природы; - классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений; Сформированность первичных предметных способов учебных действий: - навыков измерения и оценки; - навыков систематизации. Сформированность первичных методологических представлений: - этапы исследования и их описание; - различение фактов и суждений; - постановка проблемы и выдвижение гипотез. 2.3.ИККР является неотъемлемой составляющей итоговой оценки выпускника начальной школы, которая, в свою очередь, является основанием для принятия педагогическим советом учреждения решения о переводе на следующий уровень общего образования. 3. Требования к структуре, содержанию ИККР. 3.1. ИККР - работа, составленная на основе специально подобранного текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. 3.2. Содержание текста должно соответствовать следующим требованиям: - соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности, законченности); -содержать чётко выраженную основную мысль, логически обоснованную систему её развития и чётко представленные микротемы; -соответствовать возрасту выпускников начальной школы, их читательскому, коммуникативному и жизненному опыту -соответствовать рекомендуемому объему (порядка 300 слов). 3.3. Тексты могут включать рисунки, таблицы со словесными подписями. 3.4. Задания ИККР должны быть направлены на определение уровня владения основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения; умением работать с текстом; понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала. 3.5. В ИККР необходимо использовать разнообразные по форме ответа типы заданий: - с выбором правильного ответа из предложенных вариантов; - с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте); - с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу). 3.6. ИККР должна сопровождается детальными рекомендациями по: - проведению работы (инструкция для учителя и для обучающихся); - оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания); - оцениванию работы в целом; - интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов; - фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм. 3.7. ИККР состоит из 14 заданий. 3.7.1. Задания охватывают предметы русский язык, чтение, математика, окружающий мир, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий. 3.7.2. Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится» 3.7.3. Выполнение заданий обязательно для всех учащихся в том порядке, как они расположены. Если учащийся затрудняется в выполнении какоголибо задания, он его пропускает и возвращается к нему позже. 3.7.4. В работу включены задания более высокой сложности; их выполнение требует самостоятельно выработанных выпускником новых знаний, умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. 3.7.5. Содержание и уровень заданий более высокой сложности определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться». 3.7.6. Задания более высокой сложности не являются обязательными, выполняются обучающимися исключительно на добровольной основе. 4. Разработка ИККР. 4.1. Непосредственным исполнителем разработки ИККР является учитель начальных классов (рабочая группа учителей начальных классов), который несет ответственность за его разработку в соответствии с учебным планом. 4.2. Общее руководство разработкой ИККР осуществляет заместитель директора (в соответствии с распорядительным актом о распределении функциональных обязанностей). 4.3. При составлении, согласовании и утверждении КРМО должно быть обеспечено ее соответствие: - ФГОСНОО; - ООО НОО; - рабочим программам по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру; - образовательным технологиям, используемым в преподавании данного предмета. 4.4. Работа, связанная с разработкой ИККР, вносится в индивидуальные планы учителей начальных классов, план работы методического объединения учителей начальных классов. 5. Процедура согласования, утверждения, внесения изменений в ИККР. 5.1. Разработанная ИККР рассматривается на заседании методического объединения учителей начальной школы, принимается педагогическим советом и утверждается директором общеобразовательного учреждения. 5.2 Решение об изменении ИККР принимается на заседании методического объединения учителей начальных классов, отражается в листе регистрации изменений в комплекте контрольно-оценочных средств, принимается педагогическим советом, утверждается директором 6. Процедура хранения ИККР 6.1. ИККР, как составная часть фонда оценочных средств, являетс собственностью общеобразовательного учреждения и относится к категории документов служебного пользования. 6.2. Печатный экземпляр ИККР входит в состав КТП учителей начальных классов. 7. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение 7.1. Изменения и (или) дополнения в Положение могут вноситься по инициативе методического объединения учителей начальных классов, совета школы, педагогического совета школы, администрации. 7.2. Изменения в Положение вносятся в случае их одобрения методическим объединением учителей начальных классов, советом школы/ педагогическим советом школы и утверждаются приказом директора школы. 7.4. Внесённые изменения вступают в силу с учебного года, следующего за годом принятия решения о внесении изменений. 8. Оформление проведения ИККР. 8.1. ИККР выполняется в соответствии с приказом по общеобразовательному учреждению во время второго урока, ее проведение фиксируется на странице по предмету в соответствии с расписанием уроков. 8.2. На левой странице журнала записывается дата проведения работы и отмечаются отсутствующие обучающиеся. На правой странице в графе «Содержание урока» делается запись «ИККР». В КТП фиксируется проведение ИККР, вносится коррекция. 8.3. Результаты выполнения заданий ИККР фиксируются в протоколе проведения комплексной работы, в котором указываются: дата проведения, класс, количество учащихся по списку, список обучающихся, отсутствующие. Баллы за выполнение ИККР и достигнутый уровень сформированности универсальных учебных действий вносятся в протокол в сроки, установленные приказом по общеобразовательному учреждению, отражаются в аналитических справках по итогам ИККР. 8.4. Протоколы предоставляются заместителю директора и используются для принятия решения о переводе обучающихся в следующий класс на педагогическом совете. 8.5. Классный руководитель обязан донести до сведения родителей итоги ИККР. О неудовлетворительных результатах родителей ставят в известность в письменном виде под роспись с указанием даты ознакомления. 8.6.Обучающиеся, пропустившие ИККР по уважительной причине, и обучающиеся, набравшие за выполнение ИККР количество баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, допускаются к повторной ИККР, которая проводится не позднее 20 мая. 8.7.Неудовлетворительные результаты ИККР при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 8.8. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно, и обязаны ликвидировать академическую задолженность не позднее 4 сентября текущего года. 8.9. Общеобразовательное учреждение создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 8.10. Для проведения ИККР с целью ликвидации академической задолженности повторно общеобразовательным учреждением создается комиссия. 8.11. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторный курс обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или на обучение по индивидуальному учебному плану.