Учебный план к ООП ООО МБОУ Октябрьская школа-гимназия на 2022-2023 (5кл.)

СОГЛАСОВАН О
с М КУ «Центр информационно-методического
обеспечения учреждений образования»
Директор
МКУ «ЦИМОУО»
М .А. Максименко

Утверждаю
Директор МБОУ

пелагогического

брьская школа-гимназия»
/Р.К. Закирьяев

«30» 08.2022г. №01

2022 г.
от « 30 » 08.2022г. № 376

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
К ООП ООО
(утвержденным приказом от 30.08.2022г №376)
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Октябрьская школа-гимназия»
Красногвардейского района Республики Крым
на 2022/2023 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ L
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
1 Структура учебного плана.............................................................................................. 3
I 2 Нормативная база.............................................................................................................. 4
1 3.Реализуемые основные общеобразовательные программы.......................................... 5
I 4. Продолжительность обучения на уровне образования..................................................5
15. Язык обучения
..............
....................5
1 6. Количество классов и обучающихся.............................................................................. 5

РАЗДЕЛ П.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

%

г

•

2 1 Пояснительная записка........................................................................................................ 6
2 2. Учебный план для 5 классов
..................
...............................6
2 3. Курчатовский класс.......................................................................................................... 8
2 4 Кадетский класс.....................................................................................................................18

2

РАЗДЕЛ I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым - документ,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, других видов учебной
деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым отражены:
- перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне
образования, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится
итоговая аттестация выпускников или оценка их образовательных достижений по итогам учебного
года;
- учебно-методические комплексы, по которым осуществляется преподавание учебных предметов;
- распределение учебного времени между отдельными предметами;
- распределение учебного времени между федеральным, региональным компонентом
образовательного учреждения;
- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
В

уч е б н о м

плане

Цели обучения, стоящие перед муниципальным бюджетным общеобразовательным
учреждением «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым,
вытекают из общих целей обучения, определенных законом РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» и соответствуют концепции школы.
Среди приоритетных целей мы выделяем:
• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
• создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного
развития обучающихся путем удовлетворения их потребностей в самообразовании и получении
дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения,
инновационного построения образовательного процесса;
• обеспечение широкой образовательной подготовки обучающихся к получению высшего
образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности,
выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных
способностей каждого ребенка;
• построение основного и дополнительного образования на основе принципов
здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о
принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры обучающихся.
Для достижения этих целей намечена реализация ряда взаимосвязанных задач:
- дать возможность каждому ребенку овладеть учебным материалом в объёме,
предусмотренном ФГОС в темпе, соответствующем готовности школьника к обучению;
- создать условия для самореализации и самовыражения всех учащихся в
соответствии с их интересами в сфере профессионального самоопределения;
• обеспечить максимально благоприятные условия для духовного, умственного и физического
развития личности;
3

- повысить эмоционально-коммуникативный уровень обучающихся, необходимый
для их успешной социальной адаптации.
Учебный план построен на основе принципов:
• сохранения единого образовательного пространства;
• развития вариативного характера образования за счет организации элективных курсов, увеличения
количества часов на изучение отдельных предметов;
• обеспечения преемственности между начальным, основным и средним общим
образованием;
• повышения качества образования.
1.1. Структура учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым.
В структуру учебных планов входят:
I Обязательная часть, включающая ФГОС основного общего образования.
П. Обязательная часть, формируемая участниками образовательных отношений:
• региональный компонент;
• компонент образовательного учреждения, используемый для изучения родных
языков и литературное чтение на родном языке, увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных обязательных учебных предметов, введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе краеведческие и этнокультурные.

' '

1.2. Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного
процесса.
Нормативными основаниями для составления Учебного плана муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Октябрьская
школа-гимназия»
Красногвардейского района (далее - МБОУ «Октябрьская школа-гимназия») на 2022/2023учебный
год являются следующие документы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 N 287 (для V-IX классов образовательных организаций);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от
02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)"» (до 1 января 2022 года);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые

допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов
общеобразовательных
организаций
Республики
Крым,
реализующих
основные
образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 18.05.2022 № 2015/01-14 «О формировании учебных планов
общеобразовательных
организаций
Республики
Крым,
реализующих
основные
образовательные программы, на 2022/2023 учебный год»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 18.05.2022 № 2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию
учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым»;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.06.2022 №
2576/01-14 по вопросам формирования календарного учебного графика на 2022-2023 учебный
год;
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г №2039-р)
и вариант интеграции финансовой грамотности в систему образования.
- локальные акты ОУ: Устав, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с изменениями), Положение об
оценке планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС,
1З.Реализуемые основные общеобразовательные программы
• Основная образовательная программа начального общего образования ФГОС 2021
(5класс);
1.4. Продолжительность обучения на каждом уровне образования:
•

V-IX классы - 5 летний срок освоения образовательных программ основного общего
образования;

• V классы - 29 часов
1.5. Деление классов на группы
При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный язык», «Технология»
осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более обучающихся.
1.6. Язык обучения
Обучение осуществляется на русском языке в соответствии с п. 2.6 Устава МБОУ
«Октябрьская школа-гимназия».
В школе созданы условия для реализации права граждан на изучение родного языка с учётом
желания родителей (законных представителей).
1.8. Количество классов и обучающихся
5

I школе три 5-х классов, в которых обучается 69 обучающихся.

'

РАЗДЕЛ П.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(. 1 Пояснительная записка
5 2022/2023 учебном году в 5 классе в соответствии с нормативными документами реализуются
обновленные федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
юразования. Учебный план для 5 класса обеспечивает введение в действие и реализацию
гребований обновленного ФГОС, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём
г.диторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
классам (годам обучения).
На уровне основного общего образования по программе обновленного ФГОС ООО с 1 сентября
2022 года будет обучаться 5 класс.
Количество академических часов, отведенных на освоение обучающимися 5 класса учебного плана
(обязательная часть; часть, формируемая участниками образовательного процесса), не превышает
величину недельной образовательной нагрузки при пятидневной учебной неделе и составляет 29
-асов (максимальная допустимая недельная нагрузка) для 5 класса.
Образовательный процесс в 5 классе организуется в соответствии с гигиеническими требованиями
к режиму образовательного процесса (СанПиН 2.4.2.2821-10) - продолжительность урока - 45
чинут; продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
3 обязательной части плана в предметной области «Русский язык и литература»
предусматривается изучение русского языка - 5 часов в неделю и предмета «Литература» 3 часа в
неделю. Предметная область «Родной язык и литература на родном языке» представлена
предметами: «Родной язык (русский)», - 1 час; «Литература на родном языке (русском)»-1 час.
Зыбор родного языка осуществляется на добровольной основе с учетом мнения обучающихся и их
родителей (законных представителей) на основании письменных заявлений родителей (законных
представителей). При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков
народов РФ допускается деление класса на две и более групп (п. 18.1 Приказа Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»).
Изучение иностранного (английского) языка предусматривает по 3 часа в неделю в
предметной области «Иностранный язык».
Для преподавания второго иностранного языка нет кадровых условий в школе.
Как продолжение курса ОРКСЭ вводится изучение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» 1 час в неделю по выбору родителей (законных представителей) на
основании личных заявлений.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметами:
математика изучается 5 часов в неделю.
В предметную область «Общественно-научных предметов» входят учебные предметы:
история (2 часа в неделю), география (1 час в неделю).Изучение естественно - научных предметов
представлено предметом биология (1 час в неделю).
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами - музыкой и
изобразительным искусством - по 1 часу в неделю.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
представлена изучением предмета «Физическая культура» из расчета 2 часа в неделю.
6

На предмет «Технология» отведено по 2 часа в неделю.
Согласно стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от25.09.2017г
Ж 039-р) и варианта интеграции финансовой грамотности в систему образования, формирование
функциональной грамотности, как одной из основных задач ФГОС общего образования, будет
осуществляться с 01.09.2022г. по варианту: интеграция учебного материала по финансовой
грамотности в содержание школьных предметов (согласно ФГОС) в математику, обществознание,
еографию, а также использование изучения основ финансовой грамотности во внеурочной
деятельности и проектных работах по учебным предметам.
32 . Деление классов на группы.
При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии
Класс Кол-во
Учебный предмет
учащихся Иностранный Иностранный Иностранный
язык
язык
язык
(английский) (французский) (немецкий)
Количество групп
j 5-А
23
2
* 5-Б
21
2
| 5-В
19
1

Предметные
области
Русский язык и
литература
?- и д П и И
J rl
годная литература

Учебные предметы
Русский язык
Литература
Родной язык (русский)
Родная литература(русская)

Иностранный язык
(английский)
_______________________________
Математика
Алгебра
Математика
Геометрия
■ информатика
Вероятность и статистика
Информатика
История
СущественноОбществознание
Научные предметы
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Искусство
Музыка
Гехнология
Технология
Физическая культура Физическая культура
1 основы
езопасности
Основы безопасности
шзнедеятельности
жизнедеятельности
•Иностранные языки

1

Технология Информатика

2
2
2

-

-

Количество часов в неделю по
классам
5-А
5-Б
5-В
5
5
5
3
3
3

Всего
часов
15
9

1

1

1

1

1

1

3

3

3

5

5

5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

6

-

-

-

-

1

1

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

2

2

2

3
3
3
6
6

-

-

-

-

3
3
9

15

*

7

Основы духовно­
Основы духовно­
нравственной
нравственной культуры
культуры народов
народов России
России
ИТОГО
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений при 5-дневной учебной неделе
Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка(при 5-дневной
неделе)
Максимально допустимая недельная нагрузка(при
5-дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами

1

1

1

3

29

29

29

87

-

-

-

-

34
968

34
968

34
968

2904

29

29

29

87

29

29

29

87

На основании заявлений родителей обучающихся и решения Педагогического совета
.V» 01от30.08.2022г на базе 5-А класса реализуется проект «Курчатовский класс»
Современный быстроменяющийся мир постоянно предъявляет обучающимся вызовы,
требующие не только знаний, но и активности, инициативности, способности правильно
принимать решения в любой жизненной ситуации, в том числе в условиях стремительного
троникновения науки и технологий в повседневную жизнь современного человека. В этой
: итуации развитие фундаментального и инженерного образования становится приоритетной
стратегической задачей для системы образования всех уровней в Российской Федерации.
Главным результатом обучения в образовательной организации становится освоение
'дзовых теоретических понятий, способность применятьих в решении практических задач и
получении новых знаний. Будущее признаётся за междисциплинарными исследованиями в
области химии, физики, биологии, информационных технологий, в приоритете
нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные и когнитивные
технологии.
Для успешного проведения сложных междисциплинарных исследований, нужны
специалисты нового типа - с фундаментальным (классическим) физико-математическим
образованием, с углублённым пониманием биологических процессов, законов химии, с
>чением компьютерного моделирования, навыками выполнения экспериментальных задач и
владением как методиками различных измерений, так и технической грамотностью.
Инновационным становится внедрение конвергентных технологий на уроках и во
внеурочной деятельности обучающихся. Переход к принципу междисциплинарности в
х>учении приведет к овладению компетенциями, необходимыми для продуктивного
междисциплинарного диалога и работы в команде специалистов, позволит существенно
повысить эффективностьобщего образования и будет способствовать развитию личности
эебенка. Главное - исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое,
: ригинальное, значимое в современном мире.
Образовательная программа «Курчатовский класс» направлена на достижение
высоких образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями
Федеральных государственныхобразовательных стандартов основного общего образования
•далее - ФГОС ООО).
Цели и задачи реализации образовательной программы «Курчатовского класса»

8

Целью создания в МБОУ « Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района
: гспублики Крым «Курчатовского класса» и разработки данной образовательной программы
сляетсяловышение мотивации к обучению и научной деятельности обучающихся, а также их
ггиобщение к фундаментальному изучению естественнонаучных предметов, формирование
исследовательской культуры посредством включения в открытую научно - образовательную
скду.
Реализация образовательной программы «Курчатовского класса» позволит решить
следующие задачи:
•

разработать и реализовать учебный план, обеспечивающий непрерывное
междисциплинарное образование обучающихся и предполагающий организацию
занятий с привлечением преподавателей образовательных учреждений высшего
образования и научных сотрудников НИЦ «Курчатовский институт»;
• разработать и реализовать модульную программу междисциплинарного курса
внеурочной деятельности;
• усовершенствовать и скоординировать на уровне содержания учебного материала
рабочие программы естественнонаучных учебных предметов, в которых
предусмотрено знакомство
обучающихся
с
трансдисциплинарными законами и фактами, проявляющимися в природе и жизни
человека, раскрыты некоторые методы и инструменты познания этих законов, а также
существенно усилена эвристическая составляющаяв рамках внеурочной деятельности,
ориентированная, прежде всего, на экспериментальное и практическое освоение
учебного материала;
• сформировать у обучающихся способность использовать межпредметные понятия и
универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике,
самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, владеть навыками
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• создать условия для погружения обучающихся в университетскую высоконаучную
среду и бизнес среду с целью выстраивания маршрута их научного и карьерного роста
в перспективе;
• расширить возможности участия
обучающихся «Курчатовского класса» в
олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах различных
уровней, в том числе дистанционных;
• создать условия дополнительного обучения и повышения квалификации педагогов,
работающих с обучающимися «Курчатовского класса».
Отличие «Курчатовского класса» прежде всего в технологии и расширении
удержании обучения, начиная с 5-го класса. Образовательная программа для
пятиклассников характеризуется расширением учебного материала по биологии,
~еографии, а также проектно-исследовательской деятельности.
К основным часам учебного плана добавляются часы внеурочной деятельности,
•шдивидуальную работу по подготовке к исследовательской и проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности для «Курчатовского класса» предусматривает
четапредметные тематические модули по естественнонаучным и физико-математическим
дисциплинам и дополнительные
модули («Историко-патриотический»
и
•«Исследовательский»),
Дету^тьируть и кшн,^тия.£йМания^<Кувчят9.э.скрг.й.^я<:уа>>

Актуальность образовательной программы продиктована тем неоспоримым фактом,
что современная наука вступила в фазу междисциплинарного диалога и острой
I

необходимости замены традиционнойдеятельности по отбору наиболее талантливых
обучающихся на использование интегрированных моделей обучения, позволяющих охватить
широкий круг обучающихся с целью развития у них исследовательских навыков и
популяризации науки в целом.
Особенностью образовательного процесса «Курчатовского класса»является
конвергентный подход к образованию для подготовки подрастающего поколения к жизни в
техносфере динамично меняющегося мира.
Конвергентный подход в школьном образовании - это качественно новый уровень,
: оеспечивающий успешную социализацию подрастающего поколения в мире будущего.
Высокого качества образования, результативности подготовки подрастающего поколения к
завтрашней профессиональной деятельности можно достичь при условии, что каждому
эебенку будет предоставлена возможность обучения на том уровне, который будет
соответствовать его интеллектуальным возможностям, что в процессе обучения будут
использоваться те технологии, которые соответствуют возрастным особенностям и
индивидуальному стилю учебной деятельности.
Настоящая образовательная программа является частью Основной образовательной
программы основного общего образования (далее ООП ООО) МБОУ «Октябрьская школагимназия» реализующих данный проект, и разработана в соответствии с требованиями ФГОС
С 0 0 , Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Концепция «Курчатовского класса» связана с изучением природоподобных
технологий, применением естественно-научных методов в изучении культурного наследия
' лк новой идеологии проведения исследований в современном мире. Программа основана
ва использовании методик, формирующих целостное представление о мире и проблемах,
: вязанных с внедрением новейших технологий.
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия», реализующая данный проект, выступает в
сормате региональной инновационной площадки, для апробации ивнедрения данной
образовательной программы. При этом сохраняется основная задача - качественное освоение
рсновной образовательной программы, повышение мотивации в процессе обучения.
Преподаватели образовательных учреждений высшего образования Республики Крым
■ тамках внеурочной деятельности внедряютинновационную модульную методику обучения,
воляющую расширить границы познания учебных предметов. Появляется возможность
г : эмировать исследовательские компетенции обучающихся при реализации программы
: провождения образовательного процесса в научныхлабораториях образовательных
• геждений высшего образования, обеспечивая тем самым всестороннее развитие
юлиальных практик и компетенций.
Программа позволяет обеспечить «сквозное» изучение массива школьной программы
; -гез конвергенцию естественнонаучных и физико-математических знаний.
Образовательная модель «Курчатовского класса» через формат внеурочной
:е стельности включает в себя реализацию NBICS-технологий (нано-, био-, инфо-, когно-,
юцио-), организацию информационного содержания через метапредметные тематические
•: дули; синтез теоретической, практической, экспериментально-исследовательской и
ггоектной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимисяобразовательной программы
Курчатовского класса»
10

Планируемые результаты опираются на ведущие концептуальные установки,
тражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности
бучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
Дцчадетные резудьтздщ;
• способность креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно
познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека
и общества;
• готовность владеть основами научных методов познания окружающегомира;
• мотивированность на творчество и инновационную деятельность;
• готовность
к
сотрудничеству,
способность
осуществлять
учебно­
исследовательскую, проектную и информационно-познавательнуюдеятельность;
• осознанность в выборе профессии.
• межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
• самостоятельность планирования и проведения экспериментов, описания и анализа
полученной измерительной информации, определение достоверности результата;
• формирование навыков наблюдения и эксперимента, фиксация в цифровой форме,
наглядное представление данных, генерация моделей, алгоритмов и предсказаний в
процессе выполнения индивидуального научно-исследовательского проекта как итогового
продукта конвергентного образования.
Предметные результаты
Предметные результаты соответствуют предметным результатам, прописанным в
Основной образовательной программе основного общего образования общеобразовательного
учреждения, реализующего данный проект.
Дополнение вносится по предметам:
Биология
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам
исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств
живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и
защищать её;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
География
Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• наносить географические объекты на контурную карту;
• работать с записями, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Физика
Обучающийся получит:
• феноменологические знания о природе важнейших физических явлений
окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
• умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
Обучающийся получит возможность:
• научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих
явлений, делать выводы;
• научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр,
термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения
простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на
этой основе эмпирические закономерности;
• научиться применять теоретические знания по физике к объяснению природных
явлений и решению простейших задач;
• применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания
простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
• применять знания по физике при изучении других предметов естественно­
математического цикла;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы,
в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
• развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы,
формулировать выводы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы «Курчатовского класса»
1. Оценка достижений предметных и метапредметных результатов (мониторинговые
срезы: первичные, промежуточные - рост качества обученности в %).
12

2. Общественная оценка эффективности реализации проекта через мониторинг
удовлетворённости, отзывы по итогам публичных представлений результатов и другие
формы (позитивная динамика уровня удовлетворённости).
3. Мониторинг мотивации обучающихся к познавательной и научной деятельности
(позитивная динамика).
4. Мониторинги участия в проектно-исследовательской деятельности обучающихся
(рост участия в %).
5. Мониторинги количества и результативности участия школьников в конкурсах,
конференциях и других мероприятиях естественно-научной направленности (позитивная
динамика в %) в рамках внеурочной деятельности.
6.
Мониторинг метапредметных компетенций обучающихся и профессиональных
компетенций педагогов (позитивная динамика).
Содержание «Курчатовского компонента»
Содержание образования в «Курчатовском классе» осуществляется по ООП ООО с
зополнением междисциплинарным модулем в рамках внеурочной
деятельности
естественнонаучного направления(«Курчатовский» компонент).
Курчатовский» компонент образования обеспечивается:
- нацеленностью содержания, организации и технологии обучения на общекультурное
развитие личности, формирование мировоззрения и естественнонаучного сознания,
усвоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами
мыслительной деятельности;
- развитием и расширением программ общеобразовательных областей знаний, их
логическим продолжением и синтезом предметов;
- исследовательской и проектной деятельностью.
Обучение в «Курчатовском классе» ведётся в соответствии с ФГОС ООО.
♦Курчатовский» компонент реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа
знеурочной деятельности разработана с учетом естественнонаучного направления.
«Курчатовский» компонент образования - синтез теоретической, практической,
жспериментально-исследовательекой и проектной деятельности, чаще всего при сетевом
ззаимодействии 0 0 , учреждений высшего и дополнительного образования.
Основой для формирования учебного плана в «Курчатовском классе» является Примерная
эсновная образовательная программа основного общего образования.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности являются авторскими и имеют
естественнонаучную составляющую. Это позволяет расширить основные знания через
метапредметные тематические модули (в контексте программы). «Курчатовский» компонент
эешает задачу естественнонаучного образования, расширяет и логически продолжает базовые
программы предметов основного общего образования, а также дает возможность изучать
предметы более фундаментально: вырабатывая единую интерпретацию общих научных
понятий, законов и теорий, соблюдая преемственность в их раскрытии на различных этапах
х>учения, исключая при этом дублирование одних и тех же вопросов в разных учебных
предметах и курсах учебного плана «Курчатовского класса».
Обучение строится на основе форм организации образовательного процесса, способствующих
нормированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные
способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности,допускающие право
выбора самими обучающимися.
13

! Личностная ориентация обучающихся «Курчатовского класса» обеспечивается
«держанием и организацией образовательного процесса при поддержке социальнокихологической службы МБОУ « Октябрьская школа-гимназия».
Учебный
план «Курчатовского класса» сформирован с целью реализации ООП
ХЮ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебный план
'Курчатовского класса» включает следующие компоненты:
— обязательная часть;
— часть, формируемая участниками образовательных отношений;
— внеурочная деятельность, представленная как модульныймеждисциплинарный курс
естественнонаучной направленности, позволяющий формировать у обучающихся
целостное представление о мире, а также проблемах, связанных с внедрением
новейших технологий.
Общий
объём внеурочного
«Курчатовского
компонента»
на каждого
учащегося составит 170 часов в год ( часов в неделю). Из них:
— теоретическая часть - 34 часа,
— экспериментально-исследовательская работа - 68 часов,
проектная деятельность - 68 часов

* '

Программа «Курчатовского компонента» модульного междисциплинарного курса
Концепция «Курчатовского класса» связана со следующими основополагающими
принципами:
- реализация NBICS-технологий (нано, био, инфо, когно, социо) природоподобных
технологий;
- применение естественнонаучных методов в изучении культурногонаследия как
новой идеологии проведения исследований в современном мире;
- трансформация сознания человека, осознающего свою роль и ответственность в
постоянно меняющемся мире, для создания принципиально новых технологий.
В рамках указанной концепции разработан междисциплинарный курс
естественнонаучной направленности, основанный на внеурочной деятельности и
позволяющий формировать у обучающихся целостное представление о мире, а также
проблемах, связанных с внедрением новейшихтехнологий. Данный курс призван дополнять
существующую образовательную программу, и разработан с учётом тематических
особенностей общеобразовательных предметных дисциплин.
Общая
структура
междисциплинарного
курса
естественнонаучной
направленности.
Организация информационного содержания «Курчатовского компонента»
осуществляется посредством системы метапредметных образовательных модулей. Первый
уровень (компонент МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» ) представлен
последовательностью тематических модулей, разработанных в контексте образовательной
программы естественнонаучных учебных предметов. Для 5 классов такими учебными
предметами являются математика, биология, география, физика.
Второй уровень (внеурочная деятельность) образован совокупностью распределённых
дополнительных модулей с тематическим содержанием, выходящим за рамки обязательной
общеобразовательной программы. На начальном этапе освоения «Курчатовского

I

14

1

г: чпонента» второй уровень представлен двумя модулями: исследовательским и историкоытриотическим, которые способствуют формированию дополнительных общекультурных,
хтественнонаучных и информационных компетенций обучающихся. Наполнение указанных
• : дулей последовательно осуществляется с 5 по И класс. Архитектура блока
I: лолнительных модулей является открытой и предполагает постепенное тематическое
расширение. Реализация «Курчатовского компонента» основана на синтезе практической,
■сспериментально-исследовательской и проектной деятельности.
Содержание распределённых дополнительных модулей
теоретическая часть - 34 часа,
- экспериментально-исследовательская работа - 68 часов.
- проектная деятельность - 68 часов.
ИОДУЛЬ 1 (исследовательский). Естественнонаучные методы исследования окружающего
<ира
Тема занятия
Теоретическая
часть
Познание Земли (Г)

Количество часов
Экспериментально­
исследовательская
работа

Проектная
деятельность

3

2

2

4

4

4

Просторы Галактики(Г)

В камне застывает время(Г)
4

Природосообразные
технологии
- ответ на
современные вызовы
Аддитивные технологии

2

4

3

2

15

Моделирование
как
основной
метод
исследования
Введение
в
моделирование
Создание
моделей
процессов и явлений
Зачетная
работа.
Создание модели спомощью
аддитивных технологий

Методы наблюдения
Датчики
и
сенсоры
робототизированных
устройств
(роботы
и
квадрокоптеры)
Особенности проведения
наблюдений с помощью
современных технологий
Исследование
с
помощью космоснимков
Зачётная
работа.
Исследование
теплопотерь зданий

Проектирование
Жизненный цикл
проекта.
Выбор проблемной
области и темы проекта
,s
Условия и ограничения
проекта
Целевая аудитория,
стейкхолдеры Исследование
проблемыРабота над
проектом Постерная защита
проекта

Земля и другие планеты
Солнечной системы.
Формирование планеты
Земля и ее оболочек.

2

4

4

2

4

4

2

4

28

2

4

4

Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы мира. Развитие
представлений об
устройстве
окружающего мира.

2

4

4

Звезда по имени
«Солнце».
Луна - спутник Земли.
Солнечные и лунные
затмения.

2

4

2

История возникновения
календаря. Способы
определения малых
промежутков времени.
Виды часов.
Механические и
кварцевые часы,
маятниковые часы.

2

4

4

Основные этапы
формирования внешней
оболочки Земли.
Возникновение жизни на
Земле. Многообразие форм
жизни.
Теория эволюции жизни.
Чарльз Дарвин.
Основные этапы
эволюции жизни на
Земле.

2

4

6

Итого

24

40

56

МОДУЛЬ
2
гествоиспытатели.

(историко-патриотический).

Тема занятия
Теоретическая
часть
Великие русские
естествоиспытатели.
Физики

2

Великие

Количество часов
Экспериментально­
исследовательская
работа
6

русские

Проектная
деятельность

2

17

Великие русские
естествоиспытатели.
Биологи
Открытия русских
путешественников и их
имена на карте мира.
Крымчане, внесшие
вклад в развитие
естественных наук

2

6

2

2

8

4

4

8

4

28
12
10
Итого
исание кадровых условий образовательной программы «Курчатовского класса»
Квалификация педагогических кадров позволяет организовать эффективную работу в
Курчатовском классе». Все педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации в
ки, установленные федеральным законодательством, владеют современными
разовательными технологиями, активно участвуют в методических мероприятиях.
Материально-технические условия реализации образовательной программы
«Курчатовского класса»
В МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» имеется необходимая инфраструктура, учебнонатериальная база, позволяющая осуществлять реализацию образовательной программы на
достаточно высоком уровне.
На основании заявлений родителей обучающихся и решения Педагогического совета
Ч 01от30.08.2022г на базе 5- Б класса реализуется проект «Кадетский класс».
Актуальной и приоритетной задачей современного школьного образования
становится воспитание и обучение Гражданина и Патриота своей страны,
прогрессивной, конкурентно-способной личности нового типа, способной отвечать
новым вызовам времени, изменять и приумножать российскую историю, посвятить
жизнь служению своему Отечеству.
Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с
высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную
безопасность страны. На формирование такого ресурса должны быть ориентированы
процессы образования и воспитания, подготовки кадров для государства во всех сферах
его функционирования (сфера безопасности, управление государством и его
институтами, наука, экономика, культура) от поступления ребенка в образовательное
учреждение, до завершения им карьеры государственного служащего. В связи с этим
современные задачи воспитания ответственного гражданина России требуют
изменения подходов в образовании и воспитании, как в содержании, так и в методике
преподавания, а так же предлагают принципиально новые модели учебновоспитательного процесса. Такой моделью являет ся кадет ское образование- это
обучение и воспитание обучающихся, направленное на их интеллектуальное,
культурное, физическое и нравственное развитие, успешную адаптацию к жизни в
обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению
Отечеству на гражданском и военном поприще.
Современное Российское кадетство сочетает нравственный и государственно­
патриотический аспекты образования и воспитания учащихся, имеет богатую историю
и славные традиции, это и определило наш выбор в пользу создания кадетского класса.
Исходя из запроса участников образовательного процесса (обучающихся, родителей),
18

возможностей школы и развивающего потенциала социального окружение. ггоа
класса выбран МЧС.
Основными целями организации и реализации учебно-воспитательно:.;
процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса являются:
- формирование образованной личности на принципах гражданственности
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях,
формирование профессионально значимых качеств, умений и
готовности к их активному применению в различных сферах жизни общества,
формирование верности конституционному и воинскому долгу в
условиях
мирного
и
военного
времени,
высокой
ответственности,
дисциплинированности.
В соответствии с поставленными целями предполагается решение следующих
задач:
-сформировать понимание своей гражданской идентичности, психологического
ощущения себя гражданином России, полноправным членом её политического
сообщества;
-утвердить в сознании и чувствах обучающихся социально значимые
патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и
историческому прошлому России, традициям родного края;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного
отношения к другим народам России, воспитывать нетерпимое отношение к любым
видам насилия и агрессии;
-формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу
жизни, развивать чувство ответственности за его сохранение и развитие своих
физических способностей;
-способствовать формированию устойчивости в преодолении трудностей,
способности действовать в условиях, близких к экстремальным;
-готовить к самостоятельному принятию решений и к ответственности за
принятые решения, действия и их последствия;
-формировать профессионально значимые качества, умения и готовность к их
активному применению в различных сферах общественной жизни;
- воспитывать чувство верности конституционному и воинскому долгу в
условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности,
дисциплинированности.
На сегодняшний день МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» располагает
предполагаемыми элементами для успешной реализации программы формирования
кадетского класса как внутришкольной образовательной и воспитательной структуры.
Организация кадетского класса в школе стала возможной по ряду сложившихся
условий:

интерес детей к данному виду деятельности,
активное содействие родителей в воспитательном процессе,
наличие материальной базы в школе для организации системы
дополнительного образования,
квалифицированные педагогические кадры,
установившиеся связи школы с учреждениями дополнительного
образования.
icc формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы.
юводство образовательным процессом в кадетском классе, повседневной жизнью и
ельностью кадетов осуществляет директор школы лично, через администрацию и
агогических работников. Непосредственными организаторами образовательного процесса
•детском классе, его деятельности являются заместители директора школы.
•граммы образования, обязательные к изучению всеми учениками кадетского класса в
;ах внеурочной деятельности и дополнительного общеразвивающего образования,
:спечивающие реализацию интересов, способностей и возможностей личности:
Я -Кадет - 1 час
Основы медицинских знаний -1 час
История России -1 час
Общая физическая подготовка -1 час
Все занятия организованы в рамках часов внеурочной деятельности и
дополнительного образования, всего 4 часа.
В 5 классах учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования 2021. Нормативный срок освоения реализуемой
образовательной программы основного общего образования - 5 лет.

Прошито, пронумеровано
и скреплено печатью
(М )с.)

Директор МБОУ «Октябрьская
школа-гимназия»
Р.К. Закир ьяев

Г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».