СОГЛАСОВАН О с М КУ «Центр информационно-методического обеспечения учреждений образования» Директор МКУ «ЦИМОУО» М .А. Максименко Утверждаю Директор МБОУ пелагогического брьская школа-гимназия» /Р.К. Закирьяев «30» 08.2022г. №01 2022 г. от « 30 » 08.2022г. № 376 УЧЕБНЫЙ ПЛАН К ООП ООО (утвержденным приказом от 30.08.2022г №376) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым на 2022/2023 учебный год ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ L ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 1 Структура учебного плана.............................................................................................. 3 I 2 Нормативная база.............................................................................................................. 4 1 3.Реализуемые основные общеобразовательные программы.......................................... 5 I 4. Продолжительность обучения на уровне образования..................................................5 15. Язык обучения .............. ....................5 1 6. Количество классов и обучающихся.............................................................................. 5 РАЗДЕЛ П. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ % г • 2 1 Пояснительная записка........................................................................................................ 6 2 2. Учебный план для 5 классов .................. ...............................6 2 3. Курчатовский класс.......................................................................................................... 8 2 4 Кадетский класс.....................................................................................................................18 2 РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, других видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым отражены: - перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне образования, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года; - учебно-методические комплексы, по которым осуществляется преподавание учебных предметов; - распределение учебного времени между отдельными предметами; - распределение учебного времени между федеральным, региональным компонентом образовательного учреждения; - максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся. В уч е б н о м плане Цели обучения, стоящие перед муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым, вытекают из общих целей обучения, определенных законом РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и соответствуют концепции школы. Среди приоритетных целей мы выделяем: • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; • создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития обучающихся путем удовлетворения их потребностей в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса; • обеспечение широкой образовательной подготовки обучающихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка; • построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры обучающихся. Для достижения этих целей намечена реализация ряда взаимосвязанных задач: - дать возможность каждому ребенку овладеть учебным материалом в объёме, предусмотренном ФГОС в темпе, соответствующем готовности школьника к обучению; - создать условия для самореализации и самовыражения всех учащихся в соответствии с их интересами в сфере профессионального самоопределения; • обеспечить максимально благоприятные условия для духовного, умственного и физического развития личности; 3 - повысить эмоционально-коммуникативный уровень обучающихся, необходимый для их успешной социальной адаптации. Учебный план построен на основе принципов: • сохранения единого образовательного пространства; • развития вариативного характера образования за счет организации элективных курсов, увеличения количества часов на изучение отдельных предметов; • обеспечения преемственности между начальным, основным и средним общим образованием; • повышения качества образования. 1.1. Структура учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым. В структуру учебных планов входят: I Обязательная часть, включающая ФГОС основного общего образования. П. Обязательная часть, формируемая участниками образовательных отношений: • региональный компонент; • компонент образовательного учреждения, используемый для изучения родных языков и литературное чтение на родном языке, увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе краеведческие и этнокультурные. ' ' 1.2. Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса. Нормативными основаниями для составления Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района (далее - МБОУ «Октябрьская школа-гимназия») на 2022/2023учебный год являются следующие документы: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 (для V-IX классов образовательных организаций); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)"» (до 1 января 2022 года); - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями); - Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; - Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»; - Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2015/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2022/2023 учебный год»; - Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым»; - Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.06.2022 № 2576/01-14 по вопросам формирования календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год; - Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г №2039-р) и вариант интеграции финансовой грамотности в систему образования. - локальные акты ОУ: Устав, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с изменениями), Положение об оценке планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС, 1З.Реализуемые основные общеобразовательные программы • Основная образовательная программа начального общего образования ФГОС 2021 (5класс); 1.4. Продолжительность обучения на каждом уровне образования: • V-IX классы - 5 летний срок освоения образовательных программ основного общего образования; • V классы - 29 часов 1.5. Деление классов на группы При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный язык», «Технология» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более обучающихся. 1.6. Язык обучения Обучение осуществляется на русском языке в соответствии с п. 2.6 Устава МБОУ «Октябрьская школа-гимназия». В школе созданы условия для реализации права граждан на изучение родного языка с учётом желания родителей (законных представителей). 1.8. Количество классов и обучающихся 5 I школе три 5-х классов, в которых обучается 69 обучающихся. ' РАЗДЕЛ П. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (. 1 Пояснительная записка 5 2022/2023 учебном году в 5 классе в соответствии с нормативными документами реализуются обновленные федеральные государственные образовательные стандарты основного общего юразования. Учебный план для 5 класса обеспечивает введение в действие и реализацию гребований обновленного ФГОС, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём г.диторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). На уровне основного общего образования по программе обновленного ФГОС ООО с 1 сентября 2022 года будет обучаться 5 класс. Количество академических часов, отведенных на освоение обучающимися 5 класса учебного плана (обязательная часть; часть, формируемая участниками образовательного процесса), не превышает величину недельной образовательной нагрузки при пятидневной учебной неделе и составляет 29 -асов (максимальная допустимая недельная нагрузка) для 5 класса. Образовательный процесс в 5 классе организуется в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса (СанПиН 2.4.2.2821-10) - продолжительность урока - 45 чинут; продолжительность учебного года составляет 34 недели. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана 3 обязательной части плана в предметной области «Русский язык и литература» предусматривается изучение русского языка - 5 часов в неделю и предмета «Литература» 3 часа в неделю. Предметная область «Родной язык и литература на родном языке» представлена предметами: «Родной язык (русский)», - 1 час; «Литература на родном языке (русском)»-1 час. Зыбор родного языка осуществляется на добровольной основе с учетом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании письменных заявлений родителей (законных представителей). При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов РФ допускается деление класса на две и более групп (п. 18.1 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Изучение иностранного (английского) языка предусматривает по 3 часа в неделю в предметной области «Иностранный язык». Для преподавания второго иностранного языка нет кадровых условий в школе. Как продолжение курса ОРКСЭ вводится изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1 час в неделю по выбору родителей (законных представителей) на основании личных заявлений. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметами: математика изучается 5 часов в неделю. В предметную область «Общественно-научных предметов» входят учебные предметы: история (2 часа в неделю), география (1 час в неделю).Изучение естественно - научных предметов представлено предметом биология (1 час в неделю). Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами - музыкой и изобразительным искусством - по 1 часу в неделю. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена изучением предмета «Физическая культура» из расчета 2 часа в неделю. 6 На предмет «Технология» отведено по 2 часа в неделю. Согласно стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от25.09.2017г Ж 039-р) и варианта интеграции финансовой грамотности в систему образования, формирование функциональной грамотности, как одной из основных задач ФГОС общего образования, будет осуществляться с 01.09.2022г. по варианту: интеграция учебного материала по финансовой грамотности в содержание школьных предметов (согласно ФГОС) в математику, обществознание, еографию, а также использование изучения основ финансовой грамотности во внеурочной деятельности и проектных работах по учебным предметам. 32 . Деление классов на группы. При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии Класс Кол-во Учебный предмет учащихся Иностранный Иностранный Иностранный язык язык язык (английский) (французский) (немецкий) Количество групп j 5-А 23 2 * 5-Б 21 2 | 5-В 19 1 Предметные области Русский язык и литература ?- и д П и И J rl годная литература Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература(русская) Иностранный язык (английский) _______________________________ Математика Алгебра Математика Геометрия ■ информатика Вероятность и статистика Информатика История СущественноОбществознание Научные предметы География Физика Химия Биология Изобразительное искусство Искусство Музыка Гехнология Технология Физическая культура Физическая культура 1 основы езопасности Основы безопасности шзнедеятельности жизнедеятельности •Иностранные языки 1 Технология Информатика 2 2 2 - - Количество часов в неделю по классам 5-А 5-Б 5-В 5 5 5 3 3 3 Всего часов 15 9 1 1 1 1 1 1 3 3 3 5 5 5 - - - - - - - - - - - - - - 2 2 2 6 - - - - 1 1 1 3 - - - - - - - - 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 6 6 - - - - 3 3 9 15 * 7 Основы духовно Основы духовно нравственной нравственной культуры культуры народов народов России России ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе Учебные недели Всего часов Рекомендуемая недельная нагрузка(при 5-дневной неделе) Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 1 1 1 3 29 29 29 87 - - - - 34 968 34 968 34 968 2904 29 29 29 87 29 29 29 87 На основании заявлений родителей обучающихся и решения Педагогического совета .V» 01от30.08.2022г на базе 5-А класса реализуется проект «Курчатовский класс» Современный быстроменяющийся мир постоянно предъявляет обучающимся вызовы, требующие не только знаний, но и активности, инициативности, способности правильно принимать решения в любой жизненной ситуации, в том числе в условиях стремительного троникновения науки и технологий в повседневную жизнь современного человека. В этой : итуации развитие фундаментального и инженерного образования становится приоритетной стратегической задачей для системы образования всех уровней в Российской Федерации. Главным результатом обучения в образовательной организации становится освоение 'дзовых теоретических понятий, способность применятьих в решении практических задач и получении новых знаний. Будущее признаётся за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики, биологии, информационных технологий, в приоритете нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные и когнитивные технологии. Для успешного проведения сложных междисциплинарных исследований, нужны специалисты нового типа - с фундаментальным (классическим) физико-математическим образованием, с углублённым пониманием биологических процессов, законов химии, с >чением компьютерного моделирования, навыками выполнения экспериментальных задач и владением как методиками различных измерений, так и технической грамотностью. Инновационным становится внедрение конвергентных технологий на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся. Переход к принципу междисциплинарности в х>учении приведет к овладению компетенциями, необходимыми для продуктивного междисциплинарного диалога и работы в команде специалистов, позволит существенно повысить эффективностьобщего образования и будет способствовать развитию личности эебенка. Главное - исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, : ригинальное, значимое в современном мире. Образовательная программа «Курчатовский класс» направлена на достижение высоких образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственныхобразовательных стандартов основного общего образования •далее - ФГОС ООО). Цели и задачи реализации образовательной программы «Курчатовского класса» 8 Целью создания в МБОУ « Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района : гспублики Крым «Курчатовского класса» и разработки данной образовательной программы сляетсяловышение мотивации к обучению и научной деятельности обучающихся, а также их ггиобщение к фундаментальному изучению естественнонаучных предметов, формирование исследовательской культуры посредством включения в открытую научно - образовательную скду. Реализация образовательной программы «Курчатовского класса» позволит решить следующие задачи: • разработать и реализовать учебный план, обеспечивающий непрерывное междисциплинарное образование обучающихся и предполагающий организацию занятий с привлечением преподавателей образовательных учреждений высшего образования и научных сотрудников НИЦ «Курчатовский институт»; • разработать и реализовать модульную программу междисциплинарного курса внеурочной деятельности; • усовершенствовать и скоординировать на уровне содержания учебного материала рабочие программы естественнонаучных учебных предметов, в которых предусмотрено знакомство обучающихся с трансдисциплинарными законами и фактами, проявляющимися в природе и жизни человека, раскрыты некоторые методы и инструменты познания этих законов, а также существенно усилена эвристическая составляющаяв рамках внеурочной деятельности, ориентированная, прежде всего, на экспериментальное и практическое освоение учебного материала; • сформировать у обучающихся способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; • создать условия для погружения обучающихся в университетскую высоконаучную среду и бизнес среду с целью выстраивания маршрута их научного и карьерного роста в перспективе; • расширить возможности участия обучающихся «Курчатовского класса» в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах различных уровней, в том числе дистанционных; • создать условия дополнительного обучения и повышения квалификации педагогов, работающих с обучающимися «Курчатовского класса». Отличие «Курчатовского класса» прежде всего в технологии и расширении удержании обучения, начиная с 5-го класса. Образовательная программа для пятиклассников характеризуется расширением учебного материала по биологии, ~еографии, а также проектно-исследовательской деятельности. К основным часам учебного плана добавляются часы внеурочной деятельности, •шдивидуальную работу по подготовке к исследовательской и проектной деятельности. Программа внеурочной деятельности для «Курчатовского класса» предусматривает четапредметные тематические модули по естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам и дополнительные модули («Историко-патриотический» и •«Исследовательский»), Дету^тьируть и кшн,^тия.£йМания^<Кувчят9.э.скрг.й.^я<:уа>> Актуальность образовательной программы продиктована тем неоспоримым фактом, что современная наука вступила в фазу междисциплинарного диалога и острой I необходимости замены традиционнойдеятельности по отбору наиболее талантливых обучающихся на использование интегрированных моделей обучения, позволяющих охватить широкий круг обучающихся с целью развития у них исследовательских навыков и популяризации науки в целом. Особенностью образовательного процесса «Курчатовского класса»является конвергентный подход к образованию для подготовки подрастающего поколения к жизни в техносфере динамично меняющегося мира. Конвергентный подход в школьном образовании - это качественно новый уровень, : оеспечивающий успешную социализацию подрастающего поколения в мире будущего. Высокого качества образования, результативности подготовки подрастающего поколения к завтрашней профессиональной деятельности можно достичь при условии, что каждому эебенку будет предоставлена возможность обучения на том уровне, который будет соответствовать его интеллектуальным возможностям, что в процессе обучения будут использоваться те технологии, которые соответствуют возрастным особенностям и индивидуальному стилю учебной деятельности. Настоящая образовательная программа является частью Основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО) МБОУ «Октябрьская школагимназия» реализующих данный проект, и разработана в соответствии с требованиями ФГОС С 0 0 , Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Концепция «Курчатовского класса» связана с изучением природоподобных технологий, применением естественно-научных методов в изучении культурного наследия ' лк новой идеологии проведения исследований в современном мире. Программа основана ва использовании методик, формирующих целостное представление о мире и проблемах, : вязанных с внедрением новейших технологий. МБОУ «Октябрьская школа-гимназия», реализующая данный проект, выступает в сормате региональной инновационной площадки, для апробации ивнедрения данной образовательной программы. При этом сохраняется основная задача - качественное освоение рсновной образовательной программы, повышение мотивации в процессе обучения. Преподаватели образовательных учреждений высшего образования Республики Крым ■ тамках внеурочной деятельности внедряютинновационную модульную методику обучения, воляющую расширить границы познания учебных предметов. Появляется возможность г : эмировать исследовательские компетенции обучающихся при реализации программы : провождения образовательного процесса в научныхлабораториях образовательных • геждений высшего образования, обеспечивая тем самым всестороннее развитие юлиальных практик и компетенций. Программа позволяет обеспечить «сквозное» изучение массива школьной программы ; -гез конвергенцию естественнонаучных и физико-математических знаний. Образовательная модель «Курчатовского класса» через формат внеурочной :е стельности включает в себя реализацию NBICS-технологий (нано-, био-, инфо-, когно-, юцио-), организацию информационного содержания через метапредметные тематические •: дули; синтез теоретической, практической, экспериментально-исследовательской и ггоектной деятельности. Планируемые результаты освоения обучающимисяобразовательной программы Курчатовского класса» 10 Планируемые результаты опираются на ведущие концептуальные установки, тражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности бучающихся, их способностей. В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы: Дцчадетные резудьтздщ; • способность креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; • готовность владеть основами научных методов познания окружающегомира; • мотивированность на творчество и инновационную деятельность; • готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно исследовательскую, проектную и информационно-познавательнуюдеятельность; • осознанность в выборе профессии. • межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); • самостоятельность планирования и проведения экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определение достоверности результата; • формирование навыков наблюдения и эксперимента, фиксация в цифровой форме, наглядное представление данных, генерация моделей, алгоритмов и предсказаний в процессе выполнения индивидуального научно-исследовательского проекта как итогового продукта конвергентного образования. Предметные результаты Предметные результаты соответствуют предметным результатам, прописанным в Основной образовательной программе основного общего образования общеобразовательного учреждения, реализующего данный проект. Дополнение вносится по предметам: Биология Обучающийся получит возможность научиться: • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. География Обучающийся получит возможность научиться: • создавать простейшие географические карты различного содержания; • моделировать географические объекты и явления; • наносить географические объекты на контурную карту; • работать с записями, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации. Физика Обучающийся получит: • феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения; • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц; Обучающийся получит возможность: • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы; • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности; • научиться применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач; • применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; • применять знания по физике при изучении других предметов естественно математического цикла; • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы «Курчатовского класса» 1. Оценка достижений предметных и метапредметных результатов (мониторинговые срезы: первичные, промежуточные - рост качества обученности в %). 12 2. Общественная оценка эффективности реализации проекта через мониторинг удовлетворённости, отзывы по итогам публичных представлений результатов и другие формы (позитивная динамика уровня удовлетворённости). 3. Мониторинг мотивации обучающихся к познавательной и научной деятельности (позитивная динамика). 4. Мониторинги участия в проектно-исследовательской деятельности обучающихся (рост участия в %). 5. Мониторинги количества и результативности участия школьников в конкурсах, конференциях и других мероприятиях естественно-научной направленности (позитивная динамика в %) в рамках внеурочной деятельности. 6. Мониторинг метапредметных компетенций обучающихся и профессиональных компетенций педагогов (позитивная динамика). Содержание «Курчатовского компонента» Содержание образования в «Курчатовском классе» осуществляется по ООП ООО с зополнением междисциплинарным модулем в рамках внеурочной деятельности естественнонаучного направления(«Курчатовский» компонент). Курчатовский» компонент образования обеспечивается: - нацеленностью содержания, организации и технологии обучения на общекультурное развитие личности, формирование мировоззрения и естественнонаучного сознания, усвоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами мыслительной деятельности; - развитием и расширением программ общеобразовательных областей знаний, их логическим продолжением и синтезом предметов; - исследовательской и проектной деятельностью. Обучение в «Курчатовском классе» ведётся в соответствии с ФГОС ООО. ♦Курчатовский» компонент реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа знеурочной деятельности разработана с учетом естественнонаучного направления. «Курчатовский» компонент образования - синтез теоретической, практической, жспериментально-исследовательекой и проектной деятельности, чаще всего при сетевом ззаимодействии 0 0 , учреждений высшего и дополнительного образования. Основой для формирования учебного плана в «Курчатовском классе» является Примерная эсновная образовательная программа основного общего образования. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности являются авторскими и имеют естественнонаучную составляющую. Это позволяет расширить основные знания через метапредметные тематические модули (в контексте программы). «Курчатовский» компонент эешает задачу естественнонаучного образования, расширяет и логически продолжает базовые программы предметов основного общего образования, а также дает возможность изучать предметы более фундаментально: вырабатывая единую интерпретацию общих научных понятий, законов и теорий, соблюдая преемственность в их раскрытии на различных этапах х>учения, исключая при этом дублирование одних и тех же вопросов в разных учебных предметах и курсах учебного плана «Курчатовского класса». Обучение строится на основе форм организации образовательного процесса, способствующих нормированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности,допускающие право выбора самими обучающимися. 13 ! Личностная ориентация обучающихся «Курчатовского класса» обеспечивается «держанием и организацией образовательного процесса при поддержке социальнокихологической службы МБОУ « Октябрьская школа-гимназия». Учебный план «Курчатовского класса» сформирован с целью реализации ООП ХЮ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебный план 'Курчатовского класса» включает следующие компоненты: — обязательная часть; — часть, формируемая участниками образовательных отношений; — внеурочная деятельность, представленная как модульныймеждисциплинарный курс естественнонаучной направленности, позволяющий формировать у обучающихся целостное представление о мире, а также проблемах, связанных с внедрением новейших технологий. Общий объём внеурочного «Курчатовского компонента» на каждого учащегося составит 170 часов в год ( часов в неделю). Из них: — теоретическая часть - 34 часа, — экспериментально-исследовательская работа - 68 часов, проектная деятельность - 68 часов * ' Программа «Курчатовского компонента» модульного междисциплинарного курса Концепция «Курчатовского класса» связана со следующими основополагающими принципами: - реализация NBICS-технологий (нано, био, инфо, когно, социо) природоподобных технологий; - применение естественнонаучных методов в изучении культурногонаследия как новой идеологии проведения исследований в современном мире; - трансформация сознания человека, осознающего свою роль и ответственность в постоянно меняющемся мире, для создания принципиально новых технологий. В рамках указанной концепции разработан междисциплинарный курс естественнонаучной направленности, основанный на внеурочной деятельности и позволяющий формировать у обучающихся целостное представление о мире, а также проблемах, связанных с внедрением новейшихтехнологий. Данный курс призван дополнять существующую образовательную программу, и разработан с учётом тематических особенностей общеобразовательных предметных дисциплин. Общая структура междисциплинарного курса естественнонаучной направленности. Организация информационного содержания «Курчатовского компонента» осуществляется посредством системы метапредметных образовательных модулей. Первый уровень (компонент МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» ) представлен последовательностью тематических модулей, разработанных в контексте образовательной программы естественнонаучных учебных предметов. Для 5 классов такими учебными предметами являются математика, биология, география, физика. Второй уровень (внеурочная деятельность) образован совокупностью распределённых дополнительных модулей с тематическим содержанием, выходящим за рамки обязательной общеобразовательной программы. На начальном этапе освоения «Курчатовского I 14 1 г: чпонента» второй уровень представлен двумя модулями: исследовательским и историкоытриотическим, которые способствуют формированию дополнительных общекультурных, хтественнонаучных и информационных компетенций обучающихся. Наполнение указанных • : дулей последовательно осуществляется с 5 по И класс. Архитектура блока I: лолнительных модулей является открытой и предполагает постепенное тематическое расширение. Реализация «Курчатовского компонента» основана на синтезе практической, ■сспериментально-исследовательской и проектной деятельности. Содержание распределённых дополнительных модулей теоретическая часть - 34 часа, - экспериментально-исследовательская работа - 68 часов. - проектная деятельность - 68 часов. ИОДУЛЬ 1 (исследовательский). Естественнонаучные методы исследования окружающего <ира Тема занятия Теоретическая часть Познание Земли (Г) Количество часов Экспериментально исследовательская работа Проектная деятельность 3 2 2 4 4 4 Просторы Галактики(Г) В камне застывает время(Г) 4 Природосообразные технологии - ответ на современные вызовы Аддитивные технологии 2 4 3 2 15 Моделирование как основной метод исследования Введение в моделирование Создание моделей процессов и явлений Зачетная работа. Создание модели спомощью аддитивных технологий Методы наблюдения Датчики и сенсоры робототизированных устройств (роботы и квадрокоптеры) Особенности проведения наблюдений с помощью современных технологий Исследование с помощью космоснимков Зачётная работа. Исследование теплопотерь зданий Проектирование Жизненный цикл проекта. Выбор проблемной области и темы проекта ,s Условия и ограничения проекта Целевая аудитория, стейкхолдеры Исследование проблемыРабота над проектом Постерная защита проекта Земля и другие планеты Солнечной системы. Формирование планеты Земля и ее оболочек. 2 4 4 2 4 4 2 4 28 2 4 4 Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Развитие представлений об устройстве окружающего мира. 2 4 4 Звезда по имени «Солнце». Луна - спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. 2 4 2 История возникновения календаря. Способы определения малых промежутков времени. Виды часов. Механические и кварцевые часы, маятниковые часы. 2 4 4 Основные этапы формирования внешней оболочки Земли. Возникновение жизни на Земле. Многообразие форм жизни. Теория эволюции жизни. Чарльз Дарвин. Основные этапы эволюции жизни на Земле. 2 4 6 Итого 24 40 56 МОДУЛЬ 2 гествоиспытатели. (историко-патриотический). Тема занятия Теоретическая часть Великие русские естествоиспытатели. Физики 2 Великие Количество часов Экспериментально исследовательская работа 6 русские Проектная деятельность 2 17 Великие русские естествоиспытатели. Биологи Открытия русских путешественников и их имена на карте мира. Крымчане, внесшие вклад в развитие естественных наук 2 6 2 2 8 4 4 8 4 28 12 10 Итого исание кадровых условий образовательной программы «Курчатовского класса» Квалификация педагогических кадров позволяет организовать эффективную работу в Курчатовском классе». Все педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации в ки, установленные федеральным законодательством, владеют современными разовательными технологиями, активно участвуют в методических мероприятиях. Материально-технические условия реализации образовательной программы «Курчатовского класса» В МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» имеется необходимая инфраструктура, учебнонатериальная база, позволяющая осуществлять реализацию образовательной программы на достаточно высоком уровне. На основании заявлений родителей обучающихся и решения Педагогического совета Ч 01от30.08.2022г на базе 5- Б класса реализуется проект «Кадетский класс». Актуальной и приоритетной задачей современного школьного образования становится воспитание и обучение Гражданина и Патриота своей страны, прогрессивной, конкурентно-способной личности нового типа, способной отвечать новым вызовам времени, изменять и приумножать российскую историю, посвятить жизнь служению своему Отечеству. Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. На формирование такого ресурса должны быть ориентированы процессы образования и воспитания, подготовки кадров для государства во всех сферах его функционирования (сфера безопасности, управление государством и его институтами, наука, экономика, культура) от поступления ребенка в образовательное учреждение, до завершения им карьеры государственного служащего. В связи с этим современные задачи воспитания ответственного гражданина России требуют изменения подходов в образовании и воспитании, как в содержании, так и в методике преподавания, а так же предлагают принципиально новые модели учебновоспитательного процесса. Такой моделью являет ся кадет ское образование- это обучение и воспитание обучающихся, направленное на их интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие, успешную адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Современное Российское кадетство сочетает нравственный и государственно патриотический аспекты образования и воспитания учащихся, имеет богатую историю и славные традиции, это и определило наш выбор в пользу создания кадетского класса. Исходя из запроса участников образовательного процесса (обучающихся, родителей), 18 возможностей школы и развивающего потенциала социального окружение. ггоа класса выбран МЧС. Основными целями организации и реализации учебно-воспитательно:.; процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса являются: - формирование образованной личности на принципах гражданственности патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному применению в различных сферах жизни общества, формирование верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности. В соответствии с поставленными целями предполагается решение следующих задач: -сформировать понимание своей гражданской идентичности, психологического ощущения себя гражданином России, полноправным членом её политического сообщества; -утвердить в сознании и чувствах обучающихся социально значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России, традициям родного края; - развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, воспитывать нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии; -формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни, развивать чувство ответственности за его сохранение и развитие своих физических способностей; -способствовать формированию устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным; -готовить к самостоятельному принятию решений и к ответственности за принятые решения, действия и их последствия; -формировать профессионально значимые качества, умения и готовность к их активному применению в различных сферах общественной жизни; - воспитывать чувство верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности, дисциплинированности. На сегодняшний день МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» располагает предполагаемыми элементами для успешной реализации программы формирования кадетского класса как внутришкольной образовательной и воспитательной структуры. Организация кадетского класса в школе стала возможной по ряду сложившихся условий: интерес детей к данному виду деятельности, активное содействие родителей в воспитательном процессе, наличие материальной базы в школе для организации системы дополнительного образования, квалифицированные педагогические кадры, установившиеся связи школы с учреждениями дополнительного образования. icc формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы. юводство образовательным процессом в кадетском классе, повседневной жизнью и ельностью кадетов осуществляет директор школы лично, через администрацию и агогических работников. Непосредственными организаторами образовательного процесса •детском классе, его деятельности являются заместители директора школы. •граммы образования, обязательные к изучению всеми учениками кадетского класса в ;ах внеурочной деятельности и дополнительного общеразвивающего образования, :спечивающие реализацию интересов, способностей и возможностей личности: Я -Кадет - 1 час Основы медицинских знаний -1 час История России -1 час Общая физическая подготовка -1 час Все занятия организованы в рамках часов внеурочной деятельности и дополнительного образования, всего 4 часа. В 5 классах учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования 2021. Нормативный срок освоения реализуемой образовательной программы основного общего образования - 5 лет. Прошито, пронумеровано и скреплено печатью (М )с.) Директор МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Р.К. Закир ьяев Г