Положение о разработке и утверждению основных образовательных программ.pdf

основного общего и среднего (полного) общего образования» (с
дополнениями и изменениями);
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября
2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011' г.,
регистрационный номер 19682);
• СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный
номер 19993);
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом
Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в
Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
• Устав МБОУ «Октябрьская школа-гимназия».
1.2 Положение определяет структуру и содержание, порядок разработки
и
утверждения основных образовательных программ начального
общего,
основного общего, среднего общего образования (в дальнейшем ООП) МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» (далее - Школа).
1.3. ООП как документ и источник информации ориентирована на
решение
следующих главных задач:
• Зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее
состояние и перспективы развития Школы.
• Определить и описать портрет выпускника школы, то есть
сформулировать стратегические и конкретные цели развития личности
обучающихся.
• Определить и описать стратегию и конкретный план действий,
обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и
достижение
целей.
1.4. В школе разработаны следующие основные образовательные
программы:
1.4.1. Основная образовательная программа начального общего
образования (1-4 классы) в соответствии с федеральным
государственным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями).

1.4.2. Основная образовательная программа основного общего
образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным
государственным
стандартом
основного
общего
образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
1.4.3. Основная образовательная программа основного общего
образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным компонентом
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденных приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).
1.4.4. Основная образовательная программа среднего общего
образования (10-11 классы) в соответствии с федеральным
компонентом государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденных приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).
2. Порядок разработки, утверждения основных образовательных
программ
и
условия
их
реализации
2.1. Разработка основных образовательных программ осуществляется в
соответствии с настоящим Положением.
2.2.
Основные
образовательные
программы
самостоятельно
разрабатываются и утверждаются Школой в соответствии с
федеральными
образовательными
стандартами
и
с
учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ.
2.3. Основные образовательные программы разрабатываются на срок,
соответствующий продолжительности освоения каждого уровня
образования (образовательная программа начального общего образования
- на 4 года, основного общего образования - на 5 лет, среднего общего
образования – на 2 года).
2.4. ООП ежегодно обновляется (в части учебного плана, состава
дисциплин, установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих
программ предметов, в части плана внеурочной деятельности), ООП
может быть принята в новой редакции на основании решения Совета
школы и педагогического совета. Ежегодно должны вноситься
коррективы и по мере включения в образовательный процесс новых
программ и учебников.
2.5. Основные образовательные программы рассматриваются и
согласовываются
Советом
школы,
педагогическим
советом,
утверждаются

приказом директора Школы, о чем имеются соответствующие отметки на
титульном листе программы.
2.6. Школа обеспечивает в полном объеме реализацию основных
образовательных программ, соответствие качества подготовки учащихся
установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств,
методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
учащихся.
2.7. Промежуточные итоги реализации и результаты мониторинга ООП
отражаются в публичном докладе перед общественностью, в результатах
самообследования.
3.
Структура
ООП
в
соответствии
с
ФГОС
3.1. Основная образовательная программа начального общего
образования и основного общего образования в соответствии с
федеральными
государственными образовательными стандартами должна содержать три
раздела:
целевой,
содержательный
и
организационный:
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации основной образовательной
программы,
а
также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования и
включает программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных
и
метапредметных
результатов.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации основной
образовательной
программы.
3.1.1. Пояснительная записка.
Раскрываются
цели
и
задачи
программы, принципы и подходы к её формированию.

реализации

3.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы.
С опорой на требования стандарта уточняются и конкретизируются
личностные, предметные и метапредметные результаты: с одной стороны,
они адекватно отражают требования стандарта, с другой стороны,
учитывают
специфику
образовательного
процесса
в
общеобразовательном
учреждении.
3.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Описываются цели, направления, формы, методы, процедуры,
инструментарий и другие параметры контрольнодиагностической

деятельности общеобразовательного учреждения, которые позволяют
осуществлять оценку качества образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении, достижение учащимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы. Раздел
включает также сведения о внешней системе оценки результатов
деятельности общеобразовательного учреждения.
3.2.Содержательный
3.2.1. Программа развития универсальных учебных действий.
Включает
характеристику
универсальных
учебных
действий
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
отражает систему работы общеобразовательного учреждения по их
развитию. Отражает формирование компетенций обучающихся в области
использования информационно коммуникационных технологий, учебноисследовательской и проектной деятельности.
3.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
Содержит учебные программы учебных предметов, курсов, в том числе
интегрированных, в соответствии с учебным планом школы.
3.2.3. Программа воспитания и социализации.
Включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и
воспитание,
социализация
и
профессиональная
ориентация,
формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
3.2.4. Программа коррекционной работы.
Разрабатывается при наличии в общеобразовательном учреждении детей
с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывает особенности
организационных,
психолого-медик-педагогических,
методических,
дидактических,
материально-технических
и
иных
условий
общеобразовательного учреждения.
3.3.Организационный
3.3.1. Учебный план.
Составляется
на
основе
Базисного
учебного
плана
примерной основной образовательной программы. Отражает состав
учебных предметов и распределение учебного времени по классам и
предметам, направления и формы организации внеурочной деятельности.
Отражает особенности содержания образования в общеобразовательном
учреждении: распределение часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательного процесса, возможности реализации
индивидуальных потребностей обучающихся и другие. Основная

образовательная программа может включать как один, так и несколько
учебных планов.
3.3.2. Календарный учебный график.
Календарный учебный график должен определять чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)
по календарным периодам учебного года и включать даты начала и
окончания учебного года, продолжительность учебного года, четвертей
(триместров), сроки и продолжительность каникул, сроки проведения
промежуточных
аттестаций.
3.3.3. План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию
внеурочной деятельности по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное), определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.
3.3.4. Система условий реализации основной образовательной
программы. Содержит описание условий реализации основной
образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта,
планирование работы по формированию недостающих условий,
механизмы
контроля
состояния
системы
условий.
4.
Структура
ООП
в
соответствии
с
ФКГОС
4.1. Основные образовательные программы основного общего и среднего
общего образования в соответствии с федеральным компонентом
государственных образовательных стандартов основного общего и
среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства
образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с
изменениями), имеют следующую структуру:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов;
- оценочные материалы;
- методические материалы.
Основные образовательные программы основного общего и среднего
общего образования при необходимости могут иметь в своей структуре

Программу воспитания и социализации и Программу коррекционной
работы
4.2. Краткое содержание разделов основной образовательной программы
в
соответствии
с
федеральным
компонентом
государственных
образовательных стандартов основного общего и среднего общего
образования:
4.2.1. Пояснительная записка.
Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и
подходы к её формированию в соответствии с федеральным компонентом
государственных образовательных стандартов основного общего и
среднего общего образования.
4.2.2. Учебный план.
Формируется на основе Федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утвержденных приказом Министерства образования Российской
Федерации от 09.03.2004 №1312 (в редакции приказа от 03.06.2011
№1994). Отражает состав учебных предметов, распределение учебного
времени по классам и предметам, распределение часов регионального
компонента и компонента общеобразовательного учреждения. Основная
образовательная программа может включать как один, так и несколько
вариантов учебных планов.
4.2.3. Календарный учебный график.
Календарный учебный график должен определять чередование учебной
деятельности и плановых перерывов при получении образования для
отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам
учебного года:
- даты начала и окончания учебного года;
- продолжительность учебного года, четвертей;
- продолжительность учебной недели;
- сроки и продолжительность каникул;
- продолжительность уроков;
- сменность занятий;
- сроки проведения промежуточных аттестаций;
сроки
проведения
государственной
итоговой
аттестации.
4.2.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин

(модулей). Содержит рабочие программы отдельных учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденным учебным
планом школы и Положением.
4.2.5. Оценочные материалы. Контрольно-измерительные материалы для
осуществления административного контроля, порядок которого
определен
локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.
4.2.6. Методические материалы Учебно-методический комплекс
обеспечения образовательного процесса по учебным предметам (класс,
название учебного предмета, наименование примерной образовательной
программы, учебная литература в соответствии с федеральным перечнем
учебников).
5. Структура адаптированной ООП
5.1. Пояснительная записка:
5.1.1. Актуальность разработки адаптированной образовательной
программы.
5.1.2. Цели, задачи, приоритетные направления адаптированной
образовательной программы.
5.1.3. Целевые ориентиры.
5.2. Организационный раздел:
5.2.1.
Организация
5.2.2.
Характеристика
5.2.3. Учебный план.

учебно-воспитательного
специфики
содержания

5.3. Программное обеспечение учебного процесса.
педагогических технологий.

процесса
образования.
Использование

5.3.1.
Обеспеченность
учебно-методической
литературой.
5.3.2.
Используемые
педагогические
технологии.
5.4. Планируемые результаты формирования умений и навыков
обучающихся
в
процессе
изучения
различных
предметов.
5.4.1 .Модель ученика.
5.5.Управление
реализацией
адаптированной
образовательной
программой.
6.
Программы
отдельных
учебных
предметов,
курсов
6.1. Требования ФГОС к программам отдельных учебных предметов,
курсов-это требования к отбору содержания (дидактического и
технологического), что обеспечивает результаты освоения ООП (в том
числе программы формирования УУД).
6.2. В соответствии с требованиями ФГОС программы отдельных
учебных

предметов являются приложением к основным образовательным
программам.
7. Программа коррекционной работы
7.1. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи
детям
этой
категории в освоении основной образовательной программы.
7.2.
Программа
коррекционной
работы
обеспечивает:
-выявление
особых
образовательных
потребностей
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом
и (или) психическом развитии;
-осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медикопедагогической комиссии);
-возможность освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья
основной образовательной программы и их интеграции в
образовательном
учреждении.
7.3.
Программа
коррекционной
работы
должна содержать:
-перечень,
содержание
и
план
реализации
индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями
здоровья,
их интеграцию
в
образовательном
учреждении
и
освоение
ими
основной образовательной программы;
-систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях образовательного процесса, включающего психолого-медикопедагогическое обследование детей с целью выявления их особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их
успешности в освоении основной образовательной, корректировку
коррекционных мероприятий;
-описание специальных условий обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной
среды
их
жизнедеятельности,
использование
специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания,

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего
детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий;
-механизм взаимодействия в разработке и реализации корр екционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной
педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и
других организаций, специализирующихся в области семьи и других
институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной,
внеурочной
и
внешкольной
деятельности;
-планируемые результаты коррекционной работы.
8. Учебный план
8.1. Нормативным основанием для формирования учебного плана
образовательного учреждения является Примерный учебный план
общеобразовательных учреждений РК, реализующих основную
образовательную программу НОО, ООО и СОО. Учебный план
образовательного учреждения строится в соответствии с ФГОС, ФКГОС,
обеспечивает постепенное введение в действие и реализацию требований
стандарта.
8.2. Учебный план образовательного учреждения должен включать:
- состав и структуру обязательных образовательных областей, перечень
учебных предметов;
-недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение
содержания
образования
по
классам,
учебным
предметам;
-максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся.
8.3. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой
участниками
образовательного
процесса.
8.4. Учебный план является пополняемой частью ООП НОО, ООО, СОО
ОУ, ежегодно утверждается приказом директора ОУ.
8.5. Для развития потенциала обучающихся, прежде
детей и детей с ограниченными возможностями
разрабатываться индивидуальные учебные планы с
обучающихся
и
их
родителей
(законных
10. План внеурочной деятельности

всего одаренных
здоровья, могут
участием самих
представителей).

10.1. Внеурочная деятельность учащихся — специально организованная
деятельность учащихся, представляющая собой неотъемлемую часть
образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее —
внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
10.2. План внеурочной деятельности составляется с учетом пожеланий

обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей).
10.3. Продолжительность занятий для учащихся 1 классов составляет 35
минут, для учащихся, начиная со 2 класса - не более 45 минут. Между
учебными занятиями и занятиями по внеурочной деятельности должен
быть перерыв не менее 45 минут.
10.4. План внеурочной деятельности составляется 1 раз в год и
утверждается директором школы.
11.
Реализация
общеобразовательных
программ
11.1. Образовательные программы могут реализовываться МБОУ
«Октябрьская школа-гимназия» как самостоятельно, так и посредством
сетевых форм их реализации.
11.2. Образовательная организация осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством об образовании, в том числе
обеспечивает:
- реализацию в полном объеме образовательных программ,
- соответствие качества подготовки обучающихся установленным
требованиям,
- соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и
воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям обучающихся.
11.3. Образовательная организация несет ответственность в
установленном законодательством Российской Федерации порядке за
невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее
компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с
учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за
жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.
11.4.
Основные
образовательные
программы
реализуются
образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной
деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами.
11.5. Образовательные организации свободны в выборе учебнометодического
обеспечения,
образовательных
технологий
по
реализуемым ими образовательным программам.
11.6. Образовательные организации обеспечивают открытость и
доступность информации о реализуемых образовательных программах с
указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
предусмотренных соответствующей образовательной программой.
12. Основные права и обязанности участников реализации ООП
12.1. Учитель:

- участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных
разделов ООП (рабочих учебных программ курсов, модулей);
- участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по
отдельным учебным курсам;
- участвует в оценке выполнения и коррекции программы.
12.2.
Методическое
объединение
учителей:
- обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов и
образовательных модулей;
- участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги,
вносит коррективы в программу на очередной учебный год;
- обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов
локальных нормативных актов;
- разрабатывает или рассматривает контрольно-измерительные
материалы в соответствии с планируемыми результатами.
12.3. Педагогический совет:
- рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП;
- выносит текст программы на рассмотрение и утверждение директору
школы.
12.4. Администрация школы:
- организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения
ООП;
участвует
в
разработке
и
обсуждении
программы;
- осуществляет контроль над выполнением программы и производит
оценку
достижений отдельных результатов ее выполнения;
- организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам
выполнения ООП;
обеспечивает
12.5. Родители:

условия

для

реализации

программы.

- формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение
состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава
внеурочной
деятельности
и
их
соотношение;
- принимают участие в обсуждении и реализации ООП.
13.
Порядок
корректировки
образовательных
программ
Корректировка
образовательной
программы
производится
по
согласованию
с
коллегиальными органами
управления
ОУ,
предусмотренными
уставом
образовательной
организации
- на основании данных, полученных при проведении мониторинга
результатов реализации ОП и независимой оценки показателей
результативности
образовательной
деятельности
ОУ;

- на основании новых документов федерального, регионального и
муниципального уровня.
14. Делопроизводство
14.1. Ответственным за разработку, формирование и хранение комплекта
документов, входящих в ООП, является заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
14.2. Срок хранения образовательной программы - постоянно.
15. Оценка эффективности реализации основных образовательных
программ
15.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения
осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов
освоения основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
15.2. Результаты и эффективность основных образовательных программ
обсуждаются на педагогических советах, заседаниях Совета школы,
методического
совета,
методических
объединений.
16. Заключительные положения
16.1 Данное Положение является локальным правовым актом Школы.
16.2. Настоящее Положение утверждается приказом директора шко лы.
16.3. Настоящее Положение действует до внесения изменений и
дополнений в законодательство РФ в области образования.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».