13.11.2018
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде
случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей,
педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным
образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются
на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от
ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По
данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800
детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают
случаев попыток к самоубийству.
За любое суицидальное
поведение ребёнка в ответе взрослые!
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь
место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение
продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего
окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не
говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети
вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог
предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли
посылаемых сигналов.
Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о
бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить
фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец»,
«когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал,
если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является
попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно
с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности
ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое
внимание:
· утрата
интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
· пренебрежение
собственным видом, неряшливость;
· появление
тяги к уединению, отдаление от близких людей;
· резкие
перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы,
медленная и маловыразительная речь;
· внезапное
снижение успеваемости и рассеянность;
· плохое
поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
· склонность
к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
· проблемы
со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
· безразличное
расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
· стремление
привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
· самообвинения
или наоборот - признание в зависимости от других;
· шутки и
иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как
помочь?
Если вы заметили у ребенка
суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не
задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему.
Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким,
несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья
и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще
всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и
его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и
«Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к
специалистам-психологам.
Обращение к психологу не
означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей
покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески
одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества
можно только любовью!
Если замечена склонность
несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то
происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем
возрасте… Да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и
бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен.
Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их
можно разрешить» |
«Когда я был в твоем
возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Всем было бы лучше без
меня!» |
«Ты много значишь для меня,
для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей.
Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты
чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный
поступок» |
«Я чувствую, что ты
ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
|
«У меня никогда ничего не
получается» |
«Ты сейчас ощущаешь
недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не
старался!» |
1.Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса
любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.
Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже
имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы
расплывчаты и неопределенны.
3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать
серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек,
недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную
деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и
жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать
воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии
глубокой депрессии.
5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о
самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто
подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о
его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно
должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой,
вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.
Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать
ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
Факторы, препятствующие возникновению
суицидального поведения у подростков
Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные
жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и
психологические особенности человека, а также душевные переживания,
препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
- эмоциональная привязанность
к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга,
обязательность;
-концентрация внимания на
состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и
избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности
самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о
неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных,
творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных,
нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и
адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания,
использовать методы снятия психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных
ценностей, целей;
- проявление интереса к
жизни;
- привязанность к
родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и
боязнь греха самоубийства;
- планирование своего
ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего
внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством
антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности
подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в
себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Важно соблюдать следующие
правила:
-будьте уверены, что вы в
состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать
или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте его
поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
- не спорьте и не старайтесь
образумить подростка, говоря:
«Ты не можешь убить себя,
потому что...;
- делайте все от вас
зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к
специалистам за помощью!
«Детский телефон доверия», созданный для профилактики семейного неблагополучия и защиты прав
детей, работает в круглосуточном режиме.
Телефонная линия работает с целью профилактики семейного
неблагополучия, снижения стрессовых и суицидальных настроений детей, подростков
и молодежи, защиты прав детей и укрепления семейных ценностей и оказания услуг
экстренной психологической помощи.
Номер «Детского телефона
доверия» +7 (978) 00-00-738.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2018
Дата обновления: 23.11.2018
Дата публикации: 13.11.2018