Полож.о едином орфограф. режиме

МУНИtШIIАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЛЗОВАТЕЛЪНОЕ

)rЧРЕшДЕНиЕ (<окТяБРЬСкАя ШкоЛА-гиМНАЗИя>}
КРЛСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСIIУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ (ОКТЯБРЪСКАЯ
ШКОЛА
ул. Гагаринъ 27, п. Октябръское, Красногвардейский район,
Ресгryблика Крым, 297060,.тел.: (0655б) 6-З3-57 . e-mail: schoolКод оГРн1

gymnasium20l7@mail.ru
15910200935 1, ИнrУкПП: 9105009 166191050l00l

утвЕржlЕно

РАССМОТРЕНО
На заседании
Педагогического Совета
Протокол
от

((

Ll

м08

>

Для

МБОУ кОктябрьскtля
Сапунцова

20Цг.

201,1r.
ч.

ПОЛОЖЕНИЕ
о едином орфографическом режиме
МБОУ <<Октябрьская школа-гимшазия>)

пrт. Октябрьское - 202l

Содержание

4

Требования к речи }цащихся.

5 Ведение

6
7
8

4

тетрадей уlаlчимися

8

Требования к уштелям по работе с тетрадями }чащихся... ...11
Требования к рефератам

обуlающихся...

.........

t3

Требования к оформлению уrебных презентаций......... ............. t7

Приложение

1

Прrапожение 2

2|
2т

2

1.1. кПоложение

I.

Область пршменеппя

о ед{ном орфографическом режиме МБОУ кОктябрьская
школа-гимнltзия)D устанавливает е.щтные требовшlия, которые доJDкен
ПРедьявJIять пед€гогиIIескrй

коллеIсгив к шкоJьникам, к ror устной и
ПиСъменноЙ речи, оцредеJIяgт гtрilвиJlа гфоверки и устанавJIивает правипа
работы пед€гогиtIеского коJшектива по соб.lподеншо единых требовшrий к
oTBeTtlM учащID(ся

|.2.

Настоящее положение явJIяется локalJьным нормативным актом МБОУ
<Окгябрьская школа-гимнzвиrl)), имеет обязательЕую сиJIу и подJIежит
испоJIнению всеми уIIитеJIями пIколы.

II. Норматпвные ссылкп
2.1. Федеральrшй Закон vr 29J2.Z0l2 г Ng 273-ФЗ кОб
образовшпшл в Россrйской ФедерацииD.
2.2. У cтап общеобрtr}оватеJIьного заведения.
2,3. Методическое письмо IWпrистерства просвощения

РСФСР от

01.09.1980 г. NЬ З64-М) угратил свою сшrу Приrсазом
Мшпастерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. Ng 224.На
сегоднrlшlптй деrъ нормативrшх требованrй к оформлению
письменных работ учапILD(ся нет.

З.1,

III. Общпе положеппя

Положешле о едином орфографическом режиме в
общеобразоватеJьном учреждении (дапее ЮУ) разработано с целью
устрtlнения разночтетпшi в оформлении письменных работ учащtхся по

всем позшц,Iям и регулIФовilниrl системы требоваrппf к шIкоJъникам,
формrrровtlния общей культуры обrlшощихся и работrппсов ОУ,
пOдготовки обу.rаюццD(ся к творческому труду в рtr}лLпных сферах
наушlой и rrрактиЕIеской деятеJьности.
З.2. Щелью введеЕия единого орфографшIеского режима в ОУ явJIяется
создtlние условlй дJIя восIIитания у обуlшощID(ся бережного отношения к
русскому языку кtж государственному языку и HEtIц{oHtlJIьHoMy достоянию
народов РоссIпл, повышение качества IIIкоJБного образования.

3.З.

Дддшrеlстрация МБОУ <Оlстябрьская пIкола-гимнчlзия)) доJDкна
нtшравJIятъ, коордишфовать рабоry по введению единого
орфографиЕIеского режима в IIIколе, осуществJIять пlrшrовый и
внеIшановый коlrгроJIь с цеJью соблrшодения единого орфографическогО
режима }цiшщмися и педагогшIескими работшпсами/
3

З.4.

Каждый педtlгогическлй работrтrrк несет ответственность за ведение
rпобой документаIЕIи в соответствии с требованиями единого
орфографического режимаи в соответствии с орфографическими и
tlуIilffуаIц{онными нормамц другрши нормаL{и русского .IЕIтературного
языка

3.5. Калсдый педuгоп{rlескrй

работrппс несет ответственность за
соответствие всех размещенных на всеобщем обозренr.шr материапов
(объявления, стеIцы, гtr}еты и т.д.) орфографическим и
гIунктуационным нормам, другLI}r нормам русского литературного
языка.

З.6. Коltдый учитеJь особое внимание должен удеjIять лексиЕIеской работе
с )лqащимися. В учебной деятелъности необходпло испоJьзовать
таб.шщl, пIIакатыс труд{ыми словами по ка]кдому раздеJry 1"rебной

программы
3.'7. Учкгелъ-предметник несет ответственность за гIравипьное, грамOгное
оформление кJIассной доски к уроку и во BpeMrI урока. Загмси на доске
необходшчrо делатъ четко, ill(I(ypaTнo, разборчlшым почерком, соблподая
орфографичIеские и пyt{кгуационные нормы. Соlсращениrl слов не
допускllются. .Щомапшrее задание заш{сывается уtп4телем в обязатеJьном
порядке на доске
IV. Требовапшя к речш учащцхся
4.1. Учащиеся доJDкны уметь:

. давать ответ на .тпобой воцрос, в полной
форме, т.е. в форме
пРедIожениrI иJIималенького текста; односложные ответы необходрпrо
ИСКJIЮЧИТЬ;

.

црilвиJьно строитъ сложноподчиненные предложения; (недоrryстимы
устныеответы, начинаюIщ{еся с гrрлцатоtlного предIожения);
, рztзверIIутый устtшй иJIи письмеtпшй ответ типа
рассуждения
доJDкен иметьчеткую структуру: тезис, аргуIчIеIiт(ы), вывод;
. говорить иjм IIисать на тему, собrподая ее грzlншsl;
' ШГбr,rРатъ наиболее существенЕые факгы и сведениrI дIя раскрытиrI
темы иосновной цели высказывшIия;

, излагать мtlтериtш логиЕIно и последоватеJьно (устшrавливать
причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать

необходлtrсые обобщениrI и выводы);
, цр€lвиJIъно и точно отбирать логический материал в соответствии
со
значением и стиJIисти.Iеской ощраской слова;

, оТвечать громко, четко, с соб-гподением логиЕIеских
удареrплrt, пауз и
4

гtравиjБ ной шrгоншщrа

;

' ОфОРМлять rпобые письменные выскЕtзывания

с

собrподением
орфографшIескID( и rryнктуационных норм, чисто и аккуратно
4.2 Грамотно офорпшенным следует считать выскff}ыв€lние, в котором
соб.пrодаются:
. прчlвипа прок}ношениrl и пост€lновка

ударешй;

. tIравила образовшп,rя и IвменениrI слов, а TaIoKe образовшия
словосочетшпшl и предIоженlй в соответствии с требоваrшями
грамматики;

.

цравипа орфоrрафии и гrунктуаIцшI ("е догryскаются ошибки в
написании к}ученных терминов, зtглавных букв в географическID(
н€lзвсlниях, в нtrlваниях историческI,D( событrаи, в собственных именах
Iшсателейq учеIшъ иcTopIдIecKI,D( деятелей и т.д.). При наличии более 5
TaKID( опшбок оценка за работу не может быть отлищrой.
4.3. Речь учаIщD(ся должна быть вырЕlзителъной, что достигается
Разнообрtвием словаря, богатством грilмматиIIеского строя, р[естным
испоJБзованием эмоIц{онttJБно оIФашенных средств речи. .Щля речевой
куjБтуры }цilцш(ся вФкны и такие )rмениrl, кtж уIиение слушать и

понимать речъ уш{геJI'I и товаршца внимательно относиться к
выскulзыв€lниям другIDь умение поставить вопрос, пршцть )лIастие в
обсужденl.шл проблемы и тlж далее.
4.4. РечеваJI KyJbTypa школьников может успешно формlароваться только

в резуJIьтате целеншIравленных действIй всего

педагогиrIеского

коJIлектива. С этой цеJБю рекомеIцуется каждому }цитеJIю:

.

тщатеJьно продумывilrь ход

гIравипьность

.

и точностъ всех

14зложения

материапа,

формулплровок;

rрамотно оформлягь все вltды заrмсей (на классной доске, в
шкоJьном х(урнале, в дневникФ( rптцI.п(ся, в рабочюr ппанах и т.п.);

. IIисать разборчlшым почеркам;

.
не дошускать в своей речи непрalвиJьно построенных
предIожешй и оборотов, нарушения норм цроlтзношениrl,
небрежности в выборе слов и неточности в формулировкil(
определешtй.

.
но всех урокФ( больше внимания удеJIять формцровztнию
умештй }цащихся аналЕзировать, сравнивать, сопоставJuIть
изучешшй материал, цри ответе цриводить необходшuые
доказательства, делатъ выво.щI и обобщешля;

.

урокФ( проводить спеIц.шьнуlо работу, ншIравленt{уIо на
полноценное восприятие rIащIдчIися 1^Iебного текста и слова
t{&

5

rIитеJIя, которые явjIяются не ToJIъKo основными источникЕlми

учебной шrформшши, но и образцаirли правиJьно оформлешrой речи;
.
.глобое выскzlзывalние )цZшILD(ся в устной и письменrrой форме
фазвернутый ответ на определеЕп{уIо Tel\,ly, докJIад, описание
фrвического иJIи хими.Iеского опытц рецензия) следует оцениватъ,
}пIитывtUI содержание выскд}ывzlниr[, логиtIеское построение и
речевое оформление, исцрЕlвJIяя допущенные ошибки;
.
шире испоJьзовать выр&}итеJIьное чтение вслух, KtlK один из
вtDкных цриемов формировtlния куJьтуры устной речи учащLD(ся, как

средство эмоIryIон€lJьного и логиtIеского осмысления текста; .
настойшшо учить Iпкольников работе с кнl.той, пользоваться
разнообразной сtIрЕlвоIIной rппературой по предп,Iету, каталогом и
картотекой подбIфать JIIrгературу по определенной теме, прilвиJIьно
оформлягь резуJьтаты сЕlмостоятельной рабmы с кlпгой, обучать
составлению тезисов, конспектов, Iцrгатного материtш4 сIIисков
Jпrгературы и т.д.;
систематIдIески проводить рабоry по обогащению словарного
зzшаса yIаIIцD(ся, по ознiкомпению с терминологией изrIаемого
цредN,Iета. При объяснеrпrи такие слова цро}t}носитъ четко,
ЗuшIисывать на доске и в тетрадях, постоянно гIроверятъ усвоение их
ЗНаЧеНия и прtlвиJБное употреблеrпrе в речи. Использовать табJрпЕr с
труд{ыми по написzlнию и прорf,tношению словап{и, относлцимися к
данноЙ д{сцишIине. Содержашле T€lKlD( таблппl обновлять по мере
необходлмости;
,
следIrгь за аккуратным ведением тетр4дей, единообразием
нащисей и црчlмотным оформлением всех записей в Iilщ не
остt}вJIять без внимания орфографиrIеские и пуIil(туаIц{онные
ошибки. Учrгелям начаJьных кJIассов:

.

'

ПОкutЗыВать }л{ащимся образlрl устной
речи (обязателъное собrподение орфоэгптческIDq

и

письмеrшой

орфографиIIескIDь грilмматIдIескlDq
словообра:}овательных норм, норм лексиЕIеской сочетаемости и так
дшее);
,
испоJьзоватъ все вI4ды перескzш}а NIя расшIфения и
zlктивIваIцд4 словарного запаса )лIаrrцI,D(ся, дJI,I IIрактшlеского
усвоеIfiIя норм}Iрованной устной и письменной ре.ш;
,
для совершенствованиrI речи испоJьзовать такие методиЕIеские
цриемы, как самостоятеJьные задания, напрa}вленные на попоJIнение
знш*tй по разл}ltlным предметам, работа в постоянных и сменяемых
А

парilх и так дiшее.

Всем рабmrшш<ам шIкоJIы:
.
добIватъся повышения культуры устной разговорной речи
обуlающшrся, исцрtlвJIять Ееправильную речь, собrподая при этом
необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных,
вуJьгарныь а Ttlкжe диаtлектных слов и вырiDкеlшлй, как на уроке,

так и вне урока;

.

шире испоJБзовать все формы внеклассной работы
(олшчrпиqды, конкурсы, факуrьтативные и кружковые зaшulтиrt,

дисшуты, собрания и т.п.) дIя совершенствов€lния

речевой культуры

)цапII,D(ся;

.

тщатеJъно проверятъ грtlмотность лозунгов и Iшакатов, слаr!д_
гrрезекгшцпf, стенных шкоJьных гЕвgт, объявленлй, а Talfite
документов, выдаваемых на руки учащимся и I,D( родрrгелrш
(зшсоrшшм представкгелям)

.

;

при IшанироваЕии общешкольных мерогlрияшй и работы
кJIассного руководитеJuI необходпrло цредусмalтривать беседы с
родIIтеJIями по выполнению единых требовшпй к рФи обуlающихся
в IIIколе и дома.

Y. Ведепше тетрадей учащпмшся
5.1. Ведение тетрадей по всем предметам явJIяется обязательным (кроме
фшической культуры и rвобразитеJьного искусства).
5.2. об}..lающиеся должны использоватъ стандартные тетрадц
состоflцие из 12 - 24 JIистов. Обlщле тsтрад,r могуг испоJьзоваться с 8-го
кпасса
5.3. Для выпоJIненияI всех вrцов работ обуrающиеся основной и старшей
пIколы должны иметь следующее колитIество тетрадей:
Рабочие тgтр4д{

.по математике в 5-6 кJI. - 3 тетрали(2 рабочие и 1 тсгр4дь дJIя
контроJьных работ), в 7-9 кJI. - 5 тетралей (2 по ашебре и l по
геометрии; 2 тетращ1 Nля контрольrrых работ), в l0-1l кл. - 5 тетр4деiл (2
по шrгебре и началам анtшиза и 1 по геометрищ 2 тетради дш
коЕгроJьlшх работ);

дIя выполЕениrI кJIассных и домаIIIних работ,
решениrI задач, 1 - шя оформления лабораторных работ, 1 - дJIя
контроjьных работ, теград1 для контрольных и лабораторных работ
хрilнится в кабшrете в течение года),
. по асц)ономr,Iи-2 тетрад,I(1 рабочая и 1 тетрадъ дJIя коЕгроJIъных работ)
- по физике - 3 тетради (1 -

7

l

. по технологиитетраль;
. по информатике - 2 тетрали(1 - дrя вьшоJIнениII кJIассных и домtlшнIж
работ, 1 тетраль дIя контроJьных и практи.IескI,rr( работ ,

.по русскому выку в 5-9 кJI. 3 тсгр4ди Q - ulя кJIассных и домапIнID(
-для
1
контроJьrшх
работ,
работ), в 10 кJI. - 2 тетр4ди (l - рабочая, l для контрольных работ) l1 кJI. - 2 тетрад{ (1 - рабочая, l - дJIя
коЕцроJьшrх работ).
.по литературе в 5- 1lкласса< - 2 тетрuш (1 - рабочая, 1 дIя
контрольlшх работ).
.lrо роднопry(русскому )языку-l рабочая тетрадъ; по роднойфусской)
лигературе-1 рабочФI тетрадь; l тетрадь дJIя контрольных работ по двум
предметам.
. по географеш - 2 тетрапи ( l - рабочая, l * шя письменных работ,;
. по химии - 2 тетради (l дIя выполнения домашних и кJIассных
работ, 1 - для выполнения кокгроJIъных, ttрiжтшIескID( работ, KoToparl
хр{lнится в кабrшrgге в течение года);
.по биологии - в 5-1l кл. 2 тетрада (l для контрольных и прtlктIдIескlD(
работ, 1 - рабочая);
. по ОБЖ
- l теградъ;
.по исторlш в 5-1l кл. l тетрацьфабочая);
. по обществознzlнию - 1 тетраць(рабочая);
, по инострilнному языку - 3 тетрqд{ и словарь(2тетрqди-рабочиеи 1
тетра.щ для коЕгрольных работ) ;
. по ИЗО - аьбом иJIи пzшка;

-

.помузыке-lтетрадъ
5,4.

В тетрадях по русскому языку (5 -1l классы):
, число и месяц выполнения работы записывtlются словами в
именитеJIъном падеже;
, на отделъной строке

указывается, где выпоJIIIяется работа;
. на отдеrьной строке
ук{Iзывается вIц работы;
. в кIIассной
работе укzlзывается тема урока;
. цроrtускатъ строчки в
работе запрещается;

'

НеОбХОДИМО Пропускать

2 строчки между рtlзными

работаlr,tи дIя

ОТДеЛеНИя ОДноЙ работы от другоЙ и д;rя выстtlвления отметки за
работу.

5.5. В тетрадл( по математике (5

- 11 классы):

, дата выпоJIнения работы записывается арабскими rцлфрами (только
l0-1l КЛаССЫ); на первой строке ука:lывается, где выгIоJIняется рабm4

в кJIассе иJIи дома;
. на второй строке

укtlзывается вид работы, тема урока;
8

, на третьей строке
указывается номер задаIIи, упрФкнения, задания;
,
цРи Выполнении домапrней работы дату укtlзыватъ необязатеJьно;
, между зtголовком
работы и работой необходимо прогryскать 1 клетку;
. между
рtrlными заданиями необходl.пrло проrryскать 1 KjIeTKy;

Me)Iцy рtr}ными работами дIя отделениrI одrой работы от другой и для
выставления отметки за рабоry необходrшо прошускатъ 4 кJIетки
5.6. Записи в тетрадях необходщ,tо делать сшней пастой, аккуратно, грчlмотно,
Разборчивъш почерком. Разрешается по требовчlник) учитоJIя делатъ зilIиси
Iветным карандаIтIом, Iщgтной пастой, Iретными черниJIами.
5.7. Тетрад{ доJDкны иметь эстетиtIный вид, не доjDкны содержать рисунки,
записи, наклеfuси, IшIIшIикаIцIи, не относящиеся к предмету.
5.8. Облолоса тgгради доJDкна быгь поддисана согласно
образцу. (Пршlожение 1 )
5.9. В тgтрадях в обязательном порядке уке}ывчtются: дата; где выполнrIется
работц вид работы; тема урока; номер упрФкнениrц задаIм, вопроса согл€юно
образцу (Приложешле 2)
5.10. В тсгрqдях по rпобому предиету обязателъны поJuI с внешней стороны
(по.глтых 4 клетки илуl2 см). Запрещается на поJuD( делать зuшиси без указштия
}^IитеJIя.

5.1l. Текст в тетрадях доJDкен бытъ рtr}делен на смысловые абзшщ. В
нач€tле абзшIа необходпrло собшодать (красную строку>> (отступ от краJI

тетрад{ - 2 см).

5.12. Схемы, рисунки, подчеркивзlниrl необходлмо выполнять тоJIъко по

укitзilнию }лIитеJuI. обязательно аккуратно, с помоrцью лпrнеfuи, цростым
кар&цашом; по укiвtlнию }лIитеJrI гrастой rпобого IщeTq кроме црасного.
Рисуrпси, иJIJIюgгреФуrощие содержtlние задаIм выполнrIются в тетрад{ . по
геометрии - слева от условия задачи . по флвике - рисунки выпоjIЕrIются в
решении задачи.
5. 13. Оrшлбка, допущеннirя уIшцимся, €lKKypaTHo зачеркивается карilц.lшом
иш рrшой один раз и сверху или рядом пишется другой вариilнт ответа.
5. 14. Заrрещается для исIIравлениII испоJьзовать Koppelffop.
5.15. Запрещается делать зtшIиси, подчеркивtlния, рисунки, графrпси и т.Д.
красной пастой.
5. 16.,Щогrускаегся зzшIисывать домашние задания в тетрадrDL
5.17 . Работа над ошибками с цеJIъю предупреждениrI повторения анЕшогIдIных

оrшлбок обвательна в контрольных тетрадях по русскому языку и
математике, агебре, геометрии, по предмету Математика: а_гrгебра и начапа
математического аналк}а после каждой работы. Вец работы над ошибками
опредеJIяет }пIитеJь и 9та работа не оценивается.
9

YI. Требоваппя к учптепям шо работе с тетрадямп учащпхся.
6.1. Кажшlй учитеJь обязаrr гIроверять тетрад,I уrащrпrся, исtlравJulть
орфографи.Iеские и пyr{IсгуаIцrонные ошибки илIи укtr}ывать на HlD(
подчеркиванием (в теrрадж дJIя коIrгроJБных работ).
6.2. Подчеркивание и исгIравление ошибок гtрок}водrrгся учителем ToJБKo
красной пастой.
б.3 .Зшрещается при гIроверке испоJIъзов{tть ружу с синей пастой, караIцаIп,
коррекгор.

6.4. Все коIIтроJьные работы обязательно оценив{lются. Все отметки за
коIIтрольную работу, кокгрольное изложение, KoHTpoJrъHoe сочиненио,

вкJIючая отметки к2>, выставJuIются в классньй журнЕrп.

6.5. Все самостоятеJьные, проверочrше работы обязатеJьно проверяются и
оценивtlются. Отметки в кJIассный журнал ставятся за наиболее значимые
самостоятеJьные работы обуlающего харiжтера по усмотрению учитеJIя.
6.6. .Щомшшшле письменные работы оцениваются. Отметки в кJIассный журнал
стalвятся за нмболее значимые работы по усмотрению учитеJIя
6.7. При оценивании работ у.IитеJIь руководствуется нормами оценки
учебrшх доgтIDкений учащLD(ся по предмЕту.
б.8, Учlrгеля предметники обязшш регулярно осуществJuIть проверку
тетр4деЙ с цеjью установить: . наJIиIме работ; о качество выполняемых
задшпш1, подJIежilIцих оцениванию; . ошибки, допускаемые учапцrL{с я) цIя
гщI4rятия мер по их устрitнению.
б.9. Период,цностъ и сроки tIроверки тетр4дей доJDкны быть огIтимаJьными
дrя эффективной оргtlншащ{и процесса обучопая.
б.10. Русскlй язык, математика: . в 5-х кJIассах (1-е полугодие) после
кaDкДого урока у всех учIшILD(ся; . в 6-9-х кJIассах после к€Dкдого урока
выборо.пrо у слабых гIащLD(ся, но раз в недеJIю у всех обуrающ}D(ся (по
ГеОметрии в 7-9 KJlaccax - 1 раз в две недели), наиболее значимые рабогы по
СвоеЙ вФкносм проверяются у всех учаIцLD(ся; в 10-ц ll_x KJIaccrж после
кtDкдого урока выборо.шrо, но с тtlким расчетом, чгобы два раза в месяц
тgград{ всех обуrшощID(ся были проверены, ншлболее значимые работы по
своей вФкностИ проверяЮтся У всеХ обучшоЩI,п(ся не реже од{ого рil}а в
месяц.
6.1

l. Оgтапьные пред,rеты: инострilнные язъки:
, В 5-9 классФ( тетради цроверяются од.ш раз

в

недеJIю.

В

10-11

kJlacctlxB тетрадrtх tIроверяются наиболее значимые работы, но с тЕlким
расчетом, чтобы один раз в месяц гIроверяJIись работы всех учащID(ся.
Словари цроверяются один раз в четверть в 5-9 кJIассах и 1 раз в
полугодие В 10-11 KJlacc€lx. Учитель исгIравпяет ошибки и ставIrг
lU

и Дату гtроверки. . Все зilIиси в тетрадях rIащиеся доjDкны
пРоВодить с соб.тподением следующID( требоваrпшi: IrиcaTb €tккуратно и
ПОДПИСь

разборчl,во; записывать дату выпоJIнения работы (число и месяц).
ДаТа В тетрадях по иностр€tнным языкilм зtшIисывается, так как это
принrIто в странФ( кt}цаемых языков.
6.|2. Тетрада для коIffроJIьных, дlя лабораторных и прtlктшIескtо( работ (5_е _
ll-e шrассы): .кокгроJьные работы, диктанты - tIроверяются к следующему
УРОКУ; 'IВложениrI и сочинения - проверяются учащLfuIся не позднее чем
через семъ лней; . лабораторные и практ}пеские работы - гIроверяются не
rrозднее чем через семь дIей
VII. Требоваппя к рефератам обучающпхся.
7,1Реферат это творческшI работ4 сЕlмостоятеJIьное исследование
обу"ающегося по коtшсретной теме, по определенной гrроблеме на
основе глубокого изrIения научной, науп{о-погIуJшIрной ллшературы,

7.2.

друг[D( вI4дов
источников.

Реферат доJDкен иметь следуюш{ую структуру:
- титульный лист;
- оглЕlвление

с укil}анием нzlзвания и нача.JБных стрilниц глав фазделов);

- введение;

- основIIую часть Фаздеlьr, частф;
- закJIючение;

- список испоJБзованных источников и JIитературы;
- припоженIФI (докумеrrгы, иJIJIюстраIryful, таблrпFr,

схемы и др.).

7.3. Введеrп,lе доJDкно содержать обосноваrпле выбора темы,

её

в настоfiцем и будущем, подходы к
решению проблемы, наJIIтIие цротиворетIивых точек зрения на
проблему, JIичные мотивы и обстоятеJъства интереса к теме, цели и
tшrгyilJrьнocTb, знаtIимость

7.4.

7

.5.

задачи работы.
Основная частъ

это шlложение материала в соответствии с плilном
по главам, фазделам), калсдаяиз которых раскрывает свою гrроблему
иJIи разные стороны одной гrроблемы. Ка:кдая глtlва фаздел) доJDкна
быть оз€главлена. Основная часть доJDкна содержать крrrгическлй
обзор истоIIников; собственrше версии, оценки tштора реферата. В
тексте доJDкны быть ссылки на испоJIьзоваIIную Jп{rературу.
Зак.lпочешле - это выво,цщ по резуJьтатам исследованиrI. Закпючеrие
доJDкно быть чёткипл, кратким, вытекающим из содержания основноЙ
части. .Щоrпкно содержать собствеl*тую позшцIю ilBTopa работы и
значимость работы дJIя €lBTopa, прtш$ическую значимость реферата.

-

ll

Зак-lпочеIпле не доJDкно по объёму превышать введения.

7.6
7.7.

Объём рефератц как цравипо, не доJDкен цревышать

20

страшшI

компьютерного набора. Приложения в расчет страшщ не входят.
Текgт реферата доJDкен быть набрш в текстовом редiкторе

Microsoft Wоrd шрифтом Times New Rоmап, Т4 ршмерц через
одинаршlй междустрочный интервtш. Напечатан на бумаге

7.8.

7.9.

стандартной формы: JIист 4А. Поля страниIФI: левое - 3 см, гIравое 1,5 см, верхнее и нюкнее 2 см. Абзац доJDкен равняться четырём
знакам (1,25 см).
Нуплерачия стрiшil,Iц доJDкна быть сквозной, вк]почu}я список
испоjьзуемой литературы и все приложения. Страrппрl нумеруются
арабскшшr щфрами в гIрЕlвом нюкнем углу иJIи сверху в цеЕгре листа
без тоtIки. Первой страншIей являЕтся титуjьlшй лист, но на нём
номер странIшIы не стtlвится.
Тlrгулъный rпrст доJDкен быть оформлен соеласно образtlу (Пршlожеrшrе
6) и содержать следующие сведения: поJIное нzlзвание учреждения;
нtr}вtlние у.lебного цредмета; тема реферата; фапгlлtпая, имя, отчество,
кJIасс автора реферата; фаплилия, имя2 отчество (шппщалы)
который проверил реферат; место и год написtlния реферата.

учителя,

Заголовки глав Фазделов) основной части реферата пишутся с
боrьшой буквы, располtгttются в середине строкц не подчёркиваются.
.Щогryскачтся выделение жIФным шрифтом. Точки в конце не стzlвятся.
Если заголовок вкJIючает HecKoJБKo предIоженlй, они раздеJuIются
точками. Переносы слов в зiголовках не допускаются.
7.1l. Каждая струкгурная часть реферата (введеl*tе, основнаrI часть,
з€lкIIючение и т.д.) доJDкна начинатъся с новой gгрЕlнIдрI. Кшсдое
7.10.

rrриложение помещается на новой страшще.

расстояние между нtr}ванием главы фаздела)

и

последующим
текстом доJDкно быть ptlBнo дум междустрочным интервалам
7.|z. В тексте реферата иншцIаJIы tlBTopoB укtr}ывzlются перед фаrчпшиями.
7.1з. все табшпЕr, если их HecrсoJrьko, нумеруются арабскими щlфрапrи в
пределtlх всего текста, Пр" оформлеrлм таблrщ слово таблшlа
ПИшется слева, укtlзывается порящовый номер таблшбI без значка Jrlb
перед lшфрой, ToIIKa не ставится. Есrи в тексте одна табшпда, то номер
не стilвится и слово таблrдда не пишется. Таблшдщ снабжаrот
тематическими зtголовками, которые располагЕlют посеред,ше
стршil{цы и пишуг с прописной буквы без точки на коIще.
7.14

Все

иJIлюстршии (чертежи, грофлки, схемы, диаграммы,
фсrгоснимки, рисУнки и т.д.) доJDкны быть пронумерованы арабскrпли

12

Щrфрами. Нумерация доJDкна быть сквозной. Если иJIJпостраLия
еДинСТВеннtlя, то она не Еумеруется. Ил"гпостраIц{я доJDкна иметь
нtr}Вание, которое помещается под иJuIюстршцлей. При оформленlшл

рисунков и схем слова рисунок и схема пшшугся под ними и
выдеJIяются курсивом.

'7.|5

Щrrгаты обязате.гьно закJIючtlются в кавычки и приводятся в
грамматической форме источника с сохранением особенностей

tlвторского нilIисания, вкJIючая авторские знаки. При Iц4пФовании
текста с опускilнием одного или HecKoJrъKtD( слов или предложешай
Вместо изъятых (угryщешшх) слов, цредIожеrппl ставится многототIие.

7.16. Щшгаты, фаrсты, иJIJIюстраIцп{, гtрlшедёшше в тексте, доJDкны
сопровождаться сносками (ссылками) на источник. Ссы.гпса может бьrгъ
в rпокней части стршицщ под основным текстом под соответствующим
порядковым номером (выходlые данные источникц номер тома
части и т.п., стрilIIшFI) или в тексте работы после приведёlпrой
Iцrтаты в скобках илм делается ссылка на прок}ведение 14з
библиографическоrо списк4 в квадратных скобкшr укzlзываотся номер

ссылки,

соответствуюlrшй номеру

проlтзведения

из

бибшлографического cllиcк4 и gtрашща(ы).
7.17. Сгшсок испоJIьзовalнных источников и JIитературы состtlвJulется в
шфавrгном порядке по фамишаям авторов иJIи по заглавиям книг . При

офорп,шешаи списка рекомеIцуется прIцержLrватъся следующего
поря,ща: источники (нормативно-прilвовые акты, нiшример: зzкоЕы,
укt}зы, мшrифесты, другие прЕlвительственные iкты, постzlновлениrl,
прикzlзы, мешдународше договоры, меморшцумы; архивные
мчIтериаJIы), rпrгерагура (монографии, книги, брошюры, период{.Iеские
издаrпая), интернет-сайгы. Сначала источники и JIитература на русском
языке, затем - на иностранных языкtlх. Оrплсаlие книги начинается с
фамилшr автор4 если книга имеет авторов не более трёх, Есшr книга
нilIисана четыръмя и более авторilми, описtlние книги дафся на

зЕглавие (монографшr, сборнlши статей и др.). При нulлиtlии
HeýKoJrъKlD( работ одIого автора ID( нilзвания располагtlются по годам
издшптй

7.18. Кшсдое припожение к реферату натIинtlется с нового JIиста}
нумеруется. Стршшшш, но кOторых даны приложения, продоJDкilют
общую нумеращпо текстъ но в общrй объём реферата не вкIIючаются.
7 .l9. Листы реферата доJDкны быть сIФеIшены. ,Щогryскается бропшоровка,
скреIIJIение скоросшивателем, испоJьзование папок с фйлш,пл.

13

VfШ. Требовашшя к оформлеппю учебпых презептацпfi.
8.1. ПрезентаIц,Iя не доjDкна быть менее 5 слайдов.
8. 2. Струкгура презентluц.Iи:

тигульный лист с укtlзанием темы,
ФИО автора, кJIасс,
ФИОруководитеJIя, ОУ, каждшй слайд содержит кногIки ), (
возврата на цре.щIдущIй кадр;гиперссыJIки на внешIние Иrтгернетресурсы (если необходrдло), глосс ар ldl и список JMTep атуры.
8.3. ТребовшIия к оформлению гlрезеlrгшtlй:

Стилъ

1.

Едшшй сти.гь оформления.

2. Вспомогательная информация (управJшIюшц,Iе кногки)
не доjDкны гтреобл4датъ над основнойшrформаlшей

(текстом, илJIюстраlцдши).

Фон
использование
цвет а

Предпочтштельны хOлодные тона.

На одном слайде рекомендуется использовать не
более трех IpeToB: одrндlя фона, один дtя
заголовка од{н дIя текста.
2, Для фона и текста испоJьзуйrге контрастные IEeTa.

днимационные

Нельзя злоупотреблять рIвJIиЕIными
анимаIионными эффеlстаlrли, они не доJDкны

эффекты

отвлекать внимЕlние от содержания информаlцаи
на слайде.
расположение
информации на
странице

1

.

Предпо,rгительно горкtонтчlJьное
Наиболее вtDкная информация
доJDкнарасполагатъся в цеIIтре экрана.
Если на слйде располilгается картинка надIись
доjDкна располагаться под ней.

|Шрифты

l4

Способы выделения
можно использовать:
информацшr
1. рал,tки; |pElHшpI, зttJIивку;
2. штрlжовку, стреJIки,
3. рисуlжи, диаграммы;
4. схемы дJIя иJIJIюстраIцilr наиболее вiDкных факгов.
Об ъе м инф ор ма

ции

Виды слайдов

1. Слайд не доJDкен содержать сJIишком большой
объем информаrцаи.
2. Нrutбольшая эффектlшностъ достигается тогда, когда
кJпочевые ttункты mобралсшотся по одному на кФкдом
отдельном слайде.
,Щля обеспечениrt разнообрЕtзиrl следуетиспользоватъ
рtвные врцы слшlдов (с текстом, с таблrпдЕlми, с
изображеrпrями).

СОГЛАСОВАНО

(

(

(

(

,Щолоtсносmь

)

,Щолэtсносmь
))

,Щолэtсносmь

)

,Щолuсносmь
D

лuчная поdпuсь

20

г.

лuчная поdпuсь

20

г,

лuчная поdпuсь

20

Инuцuалtы, фалtuлttlя

Инuцuалtы, фшиuлttlя

г.

ЛuчнмпоDпuсь

Z0

Инuцuалtы, фамшttlя

Инuцuалы, фал,tutttlя

г.

15

лпст ознакомлеппя
Фамшлпя, пнпцпаJIы

Подппсь

Фамrrлпя, пппцшаJlы

IIодпшсь

16

t7

Пригlожение

1

Образеч офорru.пения подписи обложки тетради
Теmраdь
dля

рабоm
ПО WCCKOJч|Y ЯЗЫlУ
учаu4ейся 8-Д класса

МБ ОУ к Окmябрьсксtя лцкол а- zл,tлtн свufu,
ивановой Свеmланы

Приложение 2

образеч офорrиления титульного листа реферата

МБОУ кОктябръскiш

школа-гимнff}ия>

Красногвардейского районаРеспублики Крым

(НАЗВАнИЕ

ТЕМЬЬ)

Реферат по (наименованиеучебного предмета)
Выполнил : Фам иIIия, Имя, кпасс
Проверил:
Фамили я, kI\ля, Отчество

п. Оrстябрьское
202 г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».