Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым СОГЛАСОВАНО педагогическим советом (протокол от № & S от ктябрьская Сапунцова от Изменения £ в основную образовательную программу основного общего образования S М п. Октябрьское 2021 год , Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым СОГЛАСОВАНО педагогическим советом (протокол от № от О1/- 0£. J /) , 'УТВЕРЖДЕНО V. \ Приказ.№ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2021-2025 гг. и. Октябрьское 2021 год Н .Ю.Сапунцова от •££ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» (далее Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования. Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенных ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» основывается на следующих принципах: - Приоритет безопасност и р еб ен ка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации; - Совместное реш ение личностно и общ ественно значимых проблем - личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; - Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности; - П олисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально педагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности; - Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала; - Диалогическое общ ение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми; - Психологическая комфорт ная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; - Следование нравст венному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т. д; Одна из приоритетных задач Республики Крым в сфере воспитания детей, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года - это развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, любящей свой родной край, свою малую Родину - Крым. Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки бронзового века урочища Таш-Аир близ Бахчисарая, остатки Боспорского царства (Пантикапей), остатки древнегреческих колоний (Херсонес, Беляус, Тиритака, Мермекий и др.), столицы Скифского царства Неаполя Скифского, средневековые «пещерные» города и монастыри (Мангуп, Чуфут-Кале), генуэзские и османские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть Джума-Джами в Евпатории и многие другие. Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры: Ливадийский дворец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в городе Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгнр в городе Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др. С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского, М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого, А. Грина и др. Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя - Керчь и Севастополь, а также город воинской славы —Феодосия. Крым явил миру высокие образцы как личного патриотизма (Даша Севастопольская, матрос Кошка, Володя Дубинин, Витя Коробков, Амет-Хан Султан и мн. др.), так и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне 1853-1855 гг. и в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских позиций, участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики). Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтнических регионов России. Состав населения Крыма в настоящее время насчитывает представителей более 130 национальностей и нескольких десятков конфессий. Крым является ярким примером многовекового мирного добрососедства разных народов и вероисповеданий. Ежегодно Крым посещают миллионы отдыхающих и туристов, что создает специфические условия социализации молодежи в курортных зонах. Социально-экономические изменения в жизни России, в целом, и Республики Крым, в частности, требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире. Исторические события 2014 года, связанные с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, ярко продемонстрировали высокий патриотический потенциал крымского общества, основанный на цивилизационном выборе, чувстве неотъемлемой сопричастности у народа Крыма к российскому культурному и духовному миру. Исходя из вышесказанного, традиционными приоритетными направлениями в сфере воспитания детей в Республике Крым является воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота страны; воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам, населяющим Крымский полуостров, формирование у детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими национальностями, религиозными группами; воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем. Основными традициями воспитания в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» являются следующие: - К лю ч евы е общ еш к ол ьн ы е дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработ ка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; -ступени социального р о ст а обучающ ихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела); -конструктивное меж личностное, межклассное и межвозврастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; -ориентация на ф ормирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; -формирование корпуса классных руководит елей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д. 2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Крым и России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Крыма и Российской Федерации. Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ «Октябрьская школагимназия» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: -развивать творческие способности одарённых детей Крыма, реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал; стимулировать талантливую молодёжь Крыма, презентовать их достижения в различных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности, популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское региональное культурное наследие; -вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности, пропагандировать региональный крымоведческий потенциал; -организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал с целью формирования любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Крыма и всей страны, бережного отношения к природному наследию. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание: В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: - становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций; - утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру; -' развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников. Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: • социальные проекты совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума; • дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и поселка; • проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: • общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы; традиционные для Республики Крым конкурсы: «Крымский вальс», «Мы - наследники Победы!», «Прикосновение к истокам», «Крым в моем сердце», Фестиваль детского творчества «Крымский вундеркинд»; «Таланты многодетной семьи», «Сердце, отданное людям», конкурс семейных школьных команд «Семейный очаг», конкурс творческих работ «Хочу написать Закон», телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», республиканская конференция учащихся общеобразовательных учреждений Республики Крым «Православие в Крыму: история, традиции, современность» и др.; - торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героико патриотическим воспитанием; - церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: - выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел; - участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; - проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела; - участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса. Участие в муниципальных этапах Всероссийских конкурсов и соревнований: военно-патриотическая спортивная игра «Победа», «Президентские игры» и «Президентские соревнования», «Безопасное колесо», «Школа безопасности» и др. На индивидуальном уровне: • вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер; • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует: • работу с классным коллективом; • индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; • работу с учителями, преподающими в данном классе; • работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с классным коллективом: • инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности; • поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; • организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданскопатриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие: - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; - сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков; - походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями; - празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т. д.; - регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. - мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни. - участие классных руководителей в ежегодном крымском региональном конкурсе педагогического мастерства «Лучший классный руководитель»; в ежегодном крымском «Форуме классных руководителей»; региональном конкурсе видео уроков «Урок нравственности»; в региональном этапе Всероссийского конкурса «Воспитать человека»; республиканском этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; республиканском конкурсе методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей; в республиканском мероприятии «Фестиваль педагогических инициатив» и другие. Индивидуальная работа сучащимися: - изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом; - поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; - мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении; - мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении; - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; - привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; О привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; - помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; - создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; - привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; - организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.3 Модуль. «Курсы внеурочной деятельности» Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализациявоспитательногопотенциалакурсоввнеурочнойдеятельностип роисходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. П озн ават ел ьн ая деят ельност ь. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Х уд ож ест вен н ое т ворчест во. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -проведение единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, в также посвященных памятным датам в истории Республики Крым: • урок, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов; • урок, посвященный годовщине деятельности Государственного Совета Республики Крым; • урок по теме: «День Республики Крым»; • урок по теме: «Россия и Крым - общая судьба», посвященный воссоединению России и Крыма, а также годовщине со дня проведения в Республике Крым всенародного референдума; • урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Крым 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» осуществляется следующим образом. На уровне школы: • через деятельность выборного Совета учащихся - Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через работу постоянно действующих Министерств по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п. На уровне классов: • через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел; • через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями ит.п. 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория» «Открытые уроки.рф»); • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.7. Модуль «Организация предметно - эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ «Октябрьская школа-гимназия», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия; • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах. 3.8. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ«Октябрьская школа-гимназия» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: -общешкольный Совет родителей, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; -родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов; -родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; -общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; -социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. -обучение родителей, законных представителей несовершеннолетних детей образовательных организаций Республики Крым основам детской психологии и педагогики (во исполнение п. 7 поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № ПР-2876) широкомасштабный проект «Родительский патруль» с участием представителей родительских сообществ среди образовательных организаций Республики Крым на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма На уровне класса: -классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; - родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; -классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса; -социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: -работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; -участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; -помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; -индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 4.0СН0ВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; -принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие: 1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год, какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2.Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: -качеством проводимых общешкольных ключевых дел; -качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; -качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; -качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; -качеством существующего в школе ученического самоуправления; -качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов; -качеством профориентационной работы образовательной организации; -качеством работы медиа образовательной организации; -качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Дела Классы День знаний Торжественная линейка Год науки Международный день распространения грамотности 5-9 Ориентиров очное время проведения 1 сентября 5-9 8 сентября 5-9 2 сентября 5-9 сентябрь 5-9 сентябрь октябрь 5-9 октябрь День окончания Второй мировой войны Благотворительная акция «Белый цветок» Всероссийская акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» Организация участия школьников во Всероссийской олимпиаде по разным предметам: S Проведение школьного тура предметных олимпиад S Подведение итогов. Международный день пожилых людей Международный день учителя Ответственные Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Классные руководители Учителя истории и обществознания Педагог-организатор Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместители директора по УВР Учителя-предметники Классные руководители Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместитель директора по ВР 5-9 1 октября 5-9 5 октября Всероссийский урок энергосбережения #Вместе ярче Международный день школьных библиотек 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР Классные руководители 125 лет со дня рождения великого русского поэта С.А. Есенина 5-9 третья неделя октября Учителя русского языка и литературы День словаря Организация участия школьников во Всероссийской олимпиаде по разным предметам: 5-9 5-9 22 октября ноябрь Учителя русского языка Заместитель директора по УВР Учителя-предметники Классные руководители S Проведение районного предметных тура олимпиад У Подведение итогов. День народного единства 5-9 4 ноября Заместитель директора по ВР Классные руководители Международный День толерантности 5-9 16 ноября Заместитель директора по ВР Классные руководители День матери в России 5-9 28 ноября Заместитель директора по ВР Классные руководители Международный день инвалидов 5-9 3 декабря Заместитель директора по ВР Классные руководители Конкурс новогоднего оформления кабинетов 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР Классные руководители Новогодний карнавал 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР Классные руководители День Республики Крым 5-9 20 января Заместитель директора по ВР Классные руководители День района 5-9 23 января Заместитель директора по ВР Классные руководители День российской науки (8 февраля) 5-9 февраль Заместитель директора по ВР Классные руководители Международный день родного языка (21 февраля) День защитника Отечества Спортивные состязания (23 февраля) 5-9 февраль Классные руководители 5-9 февраль Заместитель директора по ВР Учителя физической культуры Классные руководители Международный женский день (8 марта) 5-9 март Заместитель директора по ВР Классные руководители Всероссийская неделя детской и юношеской книги 5-9 22 марта-27 марта Заместитель директора по ВР Классные руководители Всероссийская неделя музыки для детей и юношества 5-9 22 марта- Заместитель директора по ВР Классные руководители День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ 5-9 30 апреля Педагог - организатор, учитель ОБЖ День космонавтики. Гагаринский урок «Космос это мы». 5-9 12 апреля Заместитель директора по ВР Классные руководители Красногвардейского 27 марта День освобождения п.Октябрьское День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Смотр строя и песни День славянской письменности и культуры 5-9 12 апреля 5-9 9 мая 5-6 5-9 24 мая Последний звонок 5-9 май Организация участия школьников в олимпиадах, в том числе в интернетолимпиадах по различным направлениям науки и техники, использование сетевых интернетресурсов для самореализации учащихся 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместитель директора по ВР Учителя русского языка и литературы Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместители директора по УВР Заместитель директора по ВР Классные руководители Модуль «Школьный урок» Дела Классы Ориентир овочное время проведен Ответственные ИЯ Акция «Дети на дороге» Безопасный путь в школу и домой», создание индивидуальных маршрутов учащихся 5-9 сентябрь Заместители директора по ВР Классные руководители 5-9 3 сентября Заместители директора по ВР Классные руководители 5-9 сентябрь Заместители директора по ВР Классные руководители 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 Октябрь, апрель Заместитель директора по ВР Классные руководители Урок-беседа «Терроризм не имеет границ» Оперативно профилактическое мероприятие «Урок»: Рейд по проверке посещаемости, внешнего вида и готовности к занятиям. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет: Месячник правовых знаний Выставка в библиотеке «Правовая культура человека» Викторина «Твои права и обязанности» Викторина «На страже порядка» День прав человека. «Уроки правовой грамотности» Классный час «Международный день борьбы с коррупцией» 5-9 12 декабря Классные руководители 5-9 Ноябрь, март Заместитель директора по ВР Классные руководители День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. «ЭХО АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ». Месячник патриотического воспитания «Мы Отечества достойные сыны» День воссоединения Крыма с Россией (18 марта) 5-9 15 февраля Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 февраль Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 18 марта Заместитель директора по ВР Классные руководители Проведение цикла мероприятий гражданско-патриотической направленности: S Проведение тематических экскурсий «Дорогами Победы» ^ Проведение конкурса ученических сочинений «История моей семьи в истории моей страны», подготовка к участию в районном конкурсе исследовательских работ учащихся ^ Проведение встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной Войны 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители Классный час «День Конституции Российской Федерации. Конституция основной закон нашей жизни» Месячник здорового образа жизни Модуль «Классное руководство» Тематические консультации для классных руководителей 5-9 октябрь Заместители директора по ВР Руководитель МО классных руководителей Рейд «Внешний вид ученика» 5-9 октябрь Заместители директора по ВР Руководитель МО классных руководителей Проведение расширенного МО классных руководителей для подведения промежуточных итогов воспитательной деятельности классов и школы. 5-9 октябрь Заместители директора по ВР Руководитель МО классных руководителей Выборочная проверка рабочей документации классных руководителей: Календарное планирование на четверть и на год V Журнал инструктажа учащихся по ТБ во время проведения экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий •S Проверка дневников учащихся по классам и параллелям с последующим анализом состояния документа Мониторинг состояния работы с родителями учащихся. 5-9 октябрь Заместители директора по ВР Руководитель МО классных руководителей 5-9 В течение года Заместители директора по ВР Школьный семинар для классных руководителей по проблемам воспитания с привлечением специалистов. 5-9 ноябрь Заместитель директора по ВР Классные руководители контроль работы классных и общешкольного родительских комитетов 5-9 декабрь Администрация школы проведение расширенного МО классных руководителей для подведения промежуточных итогов воспитательной деятельности классов и школы. 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР Руководитель МО классных руководителей Руководитель МО классных руководителей Выборочная проверка рабочей документации классных руководителей: ■S Календарное планирование на четверть и на год ■/ Журнал инструктажа учащихся по ТБ во время проведения экскурсий и других внеклассных и внешкольных меропри 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР Проведение расширенного МО классных руководителей для подведения промежуточных итогов воспитательной деятельности классов и школы. Выборочная проверка рабочей документации классных руководителей: S Календарное планирование на четверть и на год У Журнал инструктажа учащихся по ТБ во время проведения экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий S Проверка дневников учащихся по классам и параллелям с последующим анализом состояния документа Мониторинг состояния работы с родителями учащихся: 5-9 март Заместитель директора по ВР Журнал инструктажа учащихся по ТБ во время проведения экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий ^ Сдача отчётов о проведённой воспитательной работе за прошедший год, полного Классные руководители 5-9 март Заместитель директора по ВР 5-9 март Заместитель директора по ВР 5-9 март Заместитель директора по ВР 5-9 май-июнь Заместитель директора по ВР анализа деятельности классного руководителя, постановка целей и задач на следующий учебный год. ■S Оформление классной документации ■S Подготовка общешкольного информационно аналитического отчёта по воспитательной работе. У Размещение информации по итогам воспитательной работы на сайте школы. Журнал инструктажа учащихся по ТБ во время проведения экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий Тематические консультации для классных руководителей: У У У У У У У У У изучение государственных символов Российской Федерации защита прав ребенка основные формы и направления работы с семьей развитие коллектива класса профилактика девиантного поведения учащихся сотрудничество с правоохранительными органами тематика и методика проведения классных часов анализ эффективности воспитательного процесса в классах открытые классные часы: формы и методики проведения, цели и задачи, прогнозы и результаты. 5-9 май Заместитель директора по ВР 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Участие классных руководителей в конференциях, семинарах, круглых столах районного, регионального и всероссийского уровня. 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Классные руководители Представление опыта воспитательной работы классных руководителей и школы на школьном сайте, а также в социальных сетях и в других интернет -ресурсах с целью его популяризации; Участие классных руководителей и педагогов дополнительного образования в профессиональных конкурсах в рамках ПНП «Образование»: «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Лучший классный руководитель», «Лучший педагог доп. образования» и др. 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Прохождение курсов повышения квалификации для педагогов классных руководителей, специалистов воспитательной службы и педагогов дополнительного образования 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Участие в мониторинговых исследованиях по проблемам воспитательной работы, проводимых в районе и республике 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Посещение открытых мероприятий по учебным предметам, анализ воспитательных задач и целей с последующим обсуждением 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Посещение уроков и предметных недель, посвящённых учебным предметам с последующим обсуждением и анализом итогов проведённых мероприятий; 5-9 в течение учебного года Заместители директора по УВР Мониторинги по классам и параллелям: 5-9 в течение учебного года Заместитель директора по ВР Социальный педагог S Уровня воспитанности Педагог - психолог учащихся; S Уровня правовой образованности учащихся; S Уровня активности участия учащихся во внеклассных и внешкольных мероприятиях Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Ориентировочно е время Дела Классы Ответственные проведения Данный модуль реализуется в соответствии с учебными планами внеурочной деятельности Модуль «Работа с родителями» Дела Мероприятия, направленные на формирование компетентной родительской общественности школы: S Участие родителей в формировании Совета родителей школы S Формирование общешкольного родительского комитета; Проведение спортивных праздников: S «Папа, мама и я — спортивная семья» •/ «Семейные игры» Международный день семьи. 5-9 Ориентировочно е время проведения сентябрь 5-9 январь -февраль Учителя физической культуры 5-9 май Заместитель директора по ВР Классы Ответственные Заместители директора по УВР Заместители директора по ВР Классные руководители Классные руководители Знакомство родительской общественности с нормативными документами, регламентирующими деятельность школы: • Всеобщая декларация прав 5-9 в течение учебного года Заместители директора по УВР Заместитель директора по ВР • • • • • человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, Семейный кодекс, Закон об образовании, У Работа родительского лектория с привлечением специалистов: работников здравоохранения, психологов, социологов, работников МВД, прокуратуры и др. У Работа Малого педсовета с участием родителей по коррекции поведения и успеваемости учащихся, склонных к нарушениям различного характера У Консультации для родителей учащихся по вопросам воспитания, образования, профориентации и др. У Посещение уроков представителями родительской общественности У Встречи с администрацией школы и учителямипредметниками для выработки стратегии совместной деятельности по повышению уровня образованности и воспитанности учащихся Проведение «Дня открытых дверей» для родителей с возможностью посещения учебных и внеклассных занятий 5-9 Проведение родительских собраний различной воспитательной тематики: 5-9 О внутришкольном распорядке S О формировании здорового образа жизни S О безопасном поведении учащихся в школе, общественных местах и дома S О психофизическом развитии детей и подростков S О подготовке к итоговым аттестациям в режиме ЕГЭиГИА S Участие несовершеннолетних в несанкционированных митингах и акциях S О режиме дня школьников У О соблюдении принципов информационной безопасности учащихся S О школьном пропускном режиме и обеспечении безопасности детей, находящихся в школе S О профилактике применения насилия в семье У О родительском контроле за поведением несовершеннолетних Контроль работы классных и общешкольного родительских комитетов. по плану школы Заместители директора по УВР Заместитель директора по ВР в течение учебного года Заместители директора по УВР Заместитель директора по ВР S Классные руководители 5-9 в течение учебного года Заместители директора по УВР Заместитель директора по ВР Классные руководители Работа родительских комитетов классов и школы: 5-9 в течение учебного года У Подготовка и проведение конференции школьной родительской общественности S Организация работы родительских университетов с участием специалистов в области юриспруденции, здравоохранения, педагогики, психологии. ■S Тематические беседы для педагогического коллектива под общей темой «Семья и законы» S Тематические родительские собрания, посвящённые вопросам безопасного поведения детей в рамках родительского всеобуча Модуль «Самоуправление» Ориентировочно е время Классы Дела проведения Заседания Совета старшеклассников 8-9 Сбор представителей классов 5-9 Сбор Совета старшеклассников и представителей классов 5-9 1 раз в месяц сентябрь 1 раз в месяц Заместители директора по УВР Заместитель директора поВР Классные руководители Ответственные Заместитель директора по ВР Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР Совет старшеклассников Заместитель директора 1 по ВР Совет старшеклассников Создание Советов Дела 5-9 По необходимости Заместитель директора по ВР Совет старшеклассников Сбор активов классов 5-9 По необходимости Классные руководители Участие в школьных мероприятиях и в мероприятиях по плану района. 5-9 В течение учебного года Совет Актив классов Заместитель директора по ВР Участвовать в проектах РДШ 5-9 В течение учебного года Совет старшеклассников Дела Месячник профессиональной ориентации: «Профессиональный компас» Модуль «Про{ Ьориентация» Ориентировочно е время Классы проведения 5-9 март по Ответственные Педагог-организатор Классные руководители Единый урок «Ты предприниматель» 5-9 апрель Заместитель директора по ВР Классные руководители Заместители директора по ВР учителя предметники Участие в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на портале «ПроеКТОриЯ» Всероссийская акция"Урок цифры" 5-9 в течение учебного года 5-9 в течение учебного года Заместители директора по ВР учителя информатики Организация тематических классных часов Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей» Оформление классных стендов о профессии 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Организация и проведение экскурсий на различные предприятия 5-9 В течение года Классные руководители Посещение районных мероприятий профориентационной направленности: 5-9 в течение учебного года Педагог психолог Классные руководители S Ярмарка профессий S Горизонты образования S Мир профессий Посещение Дней открытых дверей 5-9 в течение учебного года Педагог- психолог Классные руководители Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Ориентировочно е время Классы Дела Ответственные проведения Организация экскурсий и классных часов краеведческой тематики 5-9 В течение учебного года по индивидуальному плану классных руководителей Заместители директора по УВР Заместитель директора по ВР Классные руководители Посещение театров и выставок 5-9 в соответствии с планом классных руководителей Классные руководители Экскурсии в музеи, знакомство с достопримечательностями Республики Крым 5-9 Классные руководители Работа по благоустройству классных кабинетов. Работа на пришкольном участке 5-9 в соответствии с планом классных руководителей в соответствии с планом классных руководителей Классные руководители