муниципальное бюджетпое общеобразовательное учреждение <<Октябрьская школа-гим назия>> Красногвардейского района Республики Крым принято УТВЕРЖДАЮ МБОУ кОктябрьская решением педагогического совета от_2ZOý2Q_L9д_, протокол ЛЪ Ш в от Изменения и дополнения к основной образовательной программе начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования с учетом Концепции антикоррупционного воспитания п. Октябрьское 2019г 3l .08._20l9г. Введение соответствии с Фелеральным законом коб образовании в Российской Фелераuии) элементом системы образования выступают образовательные программы программы различного вида, уровня и (или) направленности. Образовательные В определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадле}кности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов' способствовать реализации права обуrаюшихся на свободный выбор мнений и убех<дений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с.принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценносrямr'. образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения и осуlцествляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Помимо приобретения знаний, умений и навыков в ходе реzrлизации образовательньIх программ любого уровня происходит формирование ценностных установок, определяюших характер интеллектуа-пьного, духовно-нравственного и творческого развития человека. одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования выступает идея гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры. ВоспитанИе - деятеЛьность, направлеНная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, и норм поведения в духовно-нравственных ценностей И принятых в обшестве правил интересах человека, семьи, общества и государства. Формирование антикоррупционного является мировоззрения у обучающихся в рамках реаJIизации образовательных программ комплексной задачей, основанной на требованиях фелерального закона и образовательньгх стандартов различного уровня образования, Коррупция как социаJIьное явление, государственная антикоррупционнЕUI политика, коррупчией, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с Вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами и коррупции о противодействии законодательство поведения, liоррупционного предметом ответственность за коррупционные правонарушения становятся образовательной и уровня образовательной деятельности независимо от направленности на современном этапе проблем социа"Iьных одной из острейших npb.purr"l. Являясь государства, коррупция становится предметом нравственной и и информационного фона, правовоЙ оценки: происходИт осмысление личнОго опыта литературы, вопросов истории, соответствующее преломление приобретают изученхе правовой системы и т.д. устройства общества и государства, развития ко всем формам Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости противодействия соответствуюшим ооррупчrо"пой д."rельности, формирование навыков pburrr" российского и государства с привлечением институтов гражданского общества Ее значимость определила np"aruaia" одной из приоритетных задач нашего общества, IIравонарушениям приняТиекоМПЛексныхПроГраММныхДокУМеНТоВ,заТрагиВаюЩихВсесферы направления деятельности общественных отношений и определяющих конкретные самоуправления, государственных органов государственной власти, органов местного организ;ций. особая роль отведена и системе образования учреждений, общественных влияние на формирование человеческой как институту, оказывающему наиболее сильное принципов, выбор профессиональной и личности, утверждение ценностей и жизненных общекультурной модели. N9 273-ФЗ (ред, от 21,07 20l4) кОб образовании ' Федеральный закон от 29.12,2О12 N953 (ч, 1),Ст, 7598 в Российской Федерации>> llсз рФ, 3|,|2,2012, , программы и мероприятия антикоррупционного воспитания успешно интегрируются в содержание дисциплин (молулей) основных образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права. Кроме того, и антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы секций кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных программ анаJIизируется на предмет наJIичия дидактических единиц, наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства, I. Днтикоррупционное воспитанше в систеD{е российского образования содержание учебной и воспитательной работы, осуществляемой в рамках системы при установлении обязательньIх требований к российского образоваЕия, определяется ьбра.о"uп"ю определенного уровня в федеральном государственном образовательном .ruпдuрra. Развйтие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие граждан, формирование ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод в навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется п ализации основных программе, связанные с к обр:tзовilтельIlоt",| Требования Образовательная антикоррупцион}rым воспIлтание]и программа Образовательная программа начального общего образования и 1) воспитание 2) становление основ гражданской идентичности и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информачионного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; мировоззрения обучающихся духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими 3) ; моральных норм, нравственных установок, национаJIьньIх ценностей; становление внутренней установки личности 4) по Образовательная программа основного общего образования 1) ать согласно своей совести усвоение гуманистических, демократических традиционных ценностей и многонационального российского общества; 2) освоение социаJIьных норм, правил поведения, хсизни в группах и сообществах, рЬлеИ и форм социаJIьной включая взрослые и социальные сообщества; и компетентности в развитие морального сознания моральных проблем на основе личностного 3) решении выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4) основ правосознания для собственного поведения и поступков других формирование поведения, "ооr"""Ъ"ия людей с нравственными ценностями и нормами Российской установленными законодательством защищать Ь"дaрuчr", убеrкденности в необходимости правопорЯдок правовыми способами и средствами, умений основные социальные роли в пределах реализовывать Образовательная программа среднего своей деесп особности позиции как активного формирование грах(данской члена российского общества, и ответственного и обязанности, нные осознающего свои ко 1) чувством ува}кающего закон и правопорядок, обладающего собственного достоинства, осознанно IIринимающего традиционные национальные и обtцечеловеческие гуманистические и демократические ценности; саморазвития и обrцего образования 2) формирование основ самовоспитаниявсоответствиисобrцечеловеческими ценностями и идеалами грах(данского общества; 3) формирование мировоззренческой, ценностно- смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверх(енности ценностям, закрепленным Конститучией Российской Федерачии; овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 4) 5) и формирование основ правового мышления соответствуюIцие виДы способности различать правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления на II. Формированиеантикоррупцшоllного мировоззренtrяу обучающихся по пр()I.раммам ocHoBHo1,o общего и среднего обшего образования содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного общего образования мировоззрЬния обучающихся в рамках основного общего и среднего история, осуtцествляется в рамках реаJIизации программ учебных предметов: обществознание, право. на времени протяжении исторического развития практически во все периоды лиц, Так, древляне положением, восстали против князя Игоря, когда оН, пользуясь долх(ностным своих Великая наделяла фаворитов дополнительно потребовал с них дань; Екатерина активные наиболее а и материальными ресурсами, имелИ местО коррупциОнные действиЯ различньШ должностНьIх дополнительными полномочиями в том числе и бывшие преступники, занимzIJIи участники революционных событий, высокие посты в Советском государстве, ПоДобныеПрИМерыВпроцессеиЗУченияИсТориишкоЛьникаМиДолхtны государству и обществу преподноситься с точки зрения причиненного вреда чтобы, основываясь на того, коррупционными действиямr. Эrо должно делаться для в настоящем и булущем, опыте прошлого, не допускать противоправных деяний АнтикоррУПционныМЭлеМенТоМВПроГраММе<<ИсторияРоссии>>яВЛяЮТся единицы Раздел курса .Щидактические единицы Щревнерусское государство Причины появления коррупции в России. Коррупuионная составляющая Образовательный результат - способность объяснить истоки конфликта возникновения российском интересов в феолальной государственном аппарате ; - осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов Влияние - уяснение предпосьшок появления разлробленности государства Щревнерусского личного Складывание предпосылок татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей как взятки социаJIь ного явления, негативного - Экономическое превосходство как средство обеспечивающее Российского государства централизацию гос да связи средство. коррупционное Превышение Историческое сращивания государственных и частных интересов. российского Брачные Завершение образования Российского осознание негативного влияния как должностных - формирование rrредставления об эволюции конфликта интересов в российской истории, - способность определить значение использования должностного полномочий. положения в личных целях; Авторитаризм. и IIричин понимание в Формирование государственного механизма противодействия закономерностей формирования XVI-XVIII вв. системы государственной коррупции. Создание государственных противодействия коррупции ; - общее представление о системе органов по борьбе с коррупчией. коррупционные Государственные перевороты как наказаний за достия(ения преступления. средство коррупционных целей. развитие Российской империи Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения РОССИЯ В XIX В Сословная система как причина социального неравенства. Госуларственные реформы общества. системы социальной Революционные настроения как общественного форма противодействия коррупционному произволу, советский период - приобретение знаний о б основных направлениях государственной антикоррупционной политики XIX - в в.; форrирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией; - обобщенные знания о возмо}кных эвоJIюционного направлениях и общества. Партийная коррупция как - уяснение причин необходимостив коррупчией самостоятельное направление борьбы с политической системе общества; коррупционного поведения. - способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата; понимание закономерностей государственных основных развития механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии. образовательньIх программ УчебныЙ предмет <<ОбществознанI|е)) в рамках общего образования обеспечивает формирование основногО общего и среднего (полного) гражданской об основах российской личностньIх представлен"й у обучающихся правового ответственности, социаJIьной идентичности, патриотизма, гражданственности, общественной в активной позиции самосознания, навыков определения собственной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания длЯ соотнесения собственного поведения и поступкоВ Других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российокой Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются дидактические единицы : Раздел курса Образовательный результат fi идактические едиIlIlцы Политика и право Коррупчионные - способность вьuIвлять признаки правонарушения виды, коррупционного поведения ; ответственность. - осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений); - осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в общество Коррупция как вызов угроза состоянию и нормальному современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов общественных для институтов. Коррупция - социально опасное явление. ( Человек; в системе общественных отношений человек Правомерное поведение как х(изненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры личности. Мотивы - основа свободы коррупционного повеления, т.ч. коррупционнgго характера). - способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений ; - способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц; - способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции ; способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциаJIьно коррупциогенных ситуациях. - способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; - понимание значимости правовых явлений для личности; - способность к развитию правосознания на основе полученных знаний; приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры рамках образовательной и в иной деятельности; - способность выявления мотивов коррупционного поведения и экономика Экономические издержки Влияние коррупции. на коррупции экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупциогенньIх определение факторов. - приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупчией экономическим отношениям ; - способность выявлять основные коррупциогенные факторы области в экономических ционных явлений. коррупции. Понятие Противолействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Право отношении; - приобретение знаний об направлениях основных государственной антикоррупционной политики; - приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках; - способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции; - приобретение знаний о последствиях, негативньIх слr{ае наступающих привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; в - способность разграничения схожих коррупционных и некоррупционньtх явлений в различных сферах жизни общества. t Политика общественное явление Политические гарантии - способность защиты от коррупции: политических как многопартийность, разделение властей, свобода массовой средств информачии; право граждан участвовать делами в системе коррупции. определять роль институтов в противодействия управлении а предм ета <право> обеспечивается владение знаниями сформированность основ правового правонарушениях и юридической ответственности, при осуществлении тематического необходимым Прелставляется мышления. обеспечить включение отдельного планирования реализации данной дисциплины о В рамках учебного комплексного о Раздел курса Основы коррупции противодействия Образовательный результат Щидакт1.1.1ескtIе единлlцы понятие Правовая коррупции. основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции. Меры п по пЦии - способность определять правильно признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества; - способность систем , r'."ll ,,., Выявление и расследование коррупционных преступлений. Госуларственная политика в сфере противодействия коррупции. нормативньiх правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции; - знание и направлений противодействия коррупции; основных принципов - знание основных мер по профилактике коррупции ; - способность выявить признаки основных коррупционньж правонарушений; - знание об актуальньж направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции. пI. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности Реализация спецкурсов, и элективньIх дисциплин факультативных обществоведческой и правовой направленности обеспечивает возможность расширения объемов учебной работы обучаюrцихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности. Примерная тематика курса Основы правовых знаний Основы рыночной экономики обцество и личность Щополнительная антикоррупционная составляющая курса Коррупция и власть. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции. Борьба с коррупционными правонарушениями. Система антикоррупционных законов в Российской Фелерачии, Коррупция как разновидность девиантного поведения. Связь организованной преступности и коррупции. Правовые и организационные меры предупреждения коррупции. Национальный план противодействия Экономический аспект коррупции. Коррупция - основа теневой экономики. экономическом мех(дународном Коррупчия в Молодежь и коррупция. Антикоррупционное мировоззрение Гражданин и коррупция. Гражданская активность - метод борьбы с коррупчией. образовательных Профилактика коррупции в организациях. и как социальное явление, ее п Ко формы. роль экономических, политических и нравственно- психологических факторов в системе причин. правосознание, Сознание, ответственность и правовой восприятия бессознательные формы действительности: стереотипы, заблуждения, привычки, интуиция, психологическая характеристика правомерного и правонаруш ающего поведения Iv. Формирование антикорРупционногО мировоззрения в рамках обучающихся и социализации воспитания программы реализации проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные институты и поиска Ъ,Р6aпr""rых средств борьбы с ней является особенно актуальной для сТран'ПрошеДшихПериоДПосТкоММУнисТическогоТранзИ.ГаИнахоДяЩихсяВпоиске новых стабильных принципов устройства экономической, социальной, правовой и духовной сфер жизни. секрет, что период радикального переустройства общества характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе ни для кого не мы стремимся недоверие к идеям демократии, законности и равноправия, Именно поэтому к любым (инстинктов) нетерпимости сегодня к дополнИтельномУ развитиIо социаJIьных органы, проявлениям коррупции, вовлекая В соответствующую работу государственные и, партнерства, оЬ*a.ru.пные объединения, институты общественно-государственногО призвано конечно же, образовательные организации. днтикоррупционное просвещение нравственного траличий и восполнить недостаток исторически сло}кившихся устоев обязанностях личности. поведения, грах<данской позиции и представлений о правах и и рассмотрение объективньж причин Принципиально важным является выявление булет больше всего существования коррупции в обществе - иначе осуждение коррупции потребительского общества, похоже на проявление хан жества и неискренности. Соблазны доходов и расходов, отношение к формирlтощие приоритеты повышения уровня благосостояния - все это государственной слуrкбе как к средству повышения личного коррупции со стороны приводит к формированию негативного отношения к фактам негативный характер дру гих лиц, но не себя ли чно. Обосновать разрушительный, К числу просвещения. ваrкнейшая задача антикоррупционного подобной идеологии быть отнесены рост иных причин расцвета корруп ции в обшестве также могут бюджетных расходов, безработицы, экономический кризис , недофинансирование качестве в Наконец, противоречивос, ть и неясность законодательного регулирования. мент€Lпитет, существования коррупции рассматривается национальный причины культурный фон обшества. Весьма важно, чтобы указанные устоявши еся традиции и вечного, в оправдание коррупции, в обоснование ее факторы не превращаJIись нулевым с что не сушествует государств непреодолимо го характера. Хотя верно то, коррупции что достижение социально приемлемого уровня уровнем коррупци и, очевидно, во многих государствах - BecbN{a реальная цель, достигнутая задачи, направления и ценностные основы формирования основные о бразовательных программ в антикоррупционн ого мировоззрения обучающихся рамках общего образования формулируются в рамках основного общего и среднего (полного ) бучаюrцихся прогр аммы воспитания и социализации о антикоррупционного На уро вне основного обшего образования цель формирования задач, основных \,Iировоззрения предполагает решение след}тощих I)I ль ия лlt.tlIостной В области Зrrачение для формлlроваrI ия а}IтrIкоррупциоIIного программы Задача мировоззрения и ль ие аксиологиLIеско и б азы Усвоение и общечеловеческих национа,,Iьньrх ценностей Развитие целеустремлённости настойчивости дости}кении результата правосознания:' изучение цивилизационньIх поведения. - и в основ формирование способности постановки правомерного и достижения социальньгх целей: формирование способности выявлять и использовать наиболее эффективные правомерные способы решения - задач во всех сферах }кизни. социальной В области ль Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения Задача программы - создание основы для идентификации личности как участника социальных объединений: семьи, трудового Формирование гражданского самосознания усвоение ценностей правового демократического государства _ коллектива, местного сообщества, государства ; - появление убе>ttденности в необходимости активного в делах обrцества и - позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод человека и гражданина, верховенства права; - уважение прав и свобод других лиц, негативнаJI оценка общества. посягаюпIих на При получении среднего общего образования цель формирования задач, основньIх следующих предполагает мировоззрения решение антикоррупционного ы: ль личностной В области Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения Задача программы - (Dормирование основ нравственного самосознания личности закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения; - развитие механизмов нравственного самоконтроля; - закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных Формирование представлений соотношении личного блага развитие способности самостоятеJIьным поступкам и действиям оявлений - использование традиционных представлен ий о категориях о мораJtи и нравственности для закрепления убежленности в при и необходимости следования интересам общества остей ении личных ,авлений о неизбежно сти наступл ения к формировани е предст норм ответственности за нарушение м оральных и правовых совершение - признание персональной ответственности за деяния ы ль социальной Значение лля формирования антикоррупционного В области Задача программы Развитие патриотизма и гражданской солидарности - государства; - в развитие осознание личного вклада идентификация личности в общества и качестве гражданина субъекта прав и обязанностей ( }ки з НЬ, признание зна чимых обществен ных ценностей интересов своб одное развитие LIеловека, защищенность в общественная безопасность и качестве личных жизненных ориентиров. Усвоение гуманистических и демо(ратических ценностей к противоправному отношениям; общественным поведению, несущему вред - понимание значимости защиты общественных интересов, - развитие нетерпимого отношения недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества; - илентификация Российской в качестве части многонационального ации воспитание и социализация обучаюшихся на ступени основного общего и среднего (полного) образования осуtцествляется в рамках целого Ряда направлений, и обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного ответственного гражданина. ФормированtIе tlетерпимого отношения к коррупции, является самостоятельным комплексным развитие антикоррупционного мировоззрения воспитания и направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе социализации Обlлlающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые и школы, мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи Воспитательные задачи - формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе; - формирование навыков эффективного правомерного характера; решения типовых ситуаций бытового проявлений для коррупционньIх вреде о знаний - усвоение личности, общества и государства; - развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения; основных знаний о правах и обязанностях - усвоение человека и гражданина; - формирование развитого бытового правосознания, создание культуры; условий для повышения уровня правовой - развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с грах(данами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовьIх ситуачий; формирование духовно-нравственных ориентиров, - исклIочаЮщих возмОжностЬ коррупционного поведения; - усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение правонарушений, и о неотвратимости коррупционных наказания; ответственности за нравственной совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям ; - усвоение знаний о безусловной общественной опасности ложньIх представлений, развенчание коррупционных стереотипов о (пользе) коррупции; образа сотрудника позитивного - развитие чувства - Ключевые мероприятия формирование - выполнение творческих з аданий по дисциплинам; - проведение тематического классного часа; власти и - посеlцение с экскурсией органов государственной местного самоуправления, - сюжетно-ролевые творческие мероприятия; - оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов, стендов и т.п,; - проведение бесед с представителями правохранительньIх органов, юридического сообщества, депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления; - проведение тематических конкурсов; - проведение тематических бесед с обучающимися (<что такое коррупция?>, ккакой вред наносит коррупция?> и т.п.; - обсутсдение публикаций в средствах массовой информачии, связанных с противодействием коррупции; - организация мероприятий, приуроченных к памятным датам России (!ень российского парламентаризма, .Щень конституции), праздничным дням (!ень России) и иным датам (!ень сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, !ень юриста и пр.). - нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного поведения и их последствиям; - умение вести дискуссию об общественной опасности коррупционного поведения; - знания основных принципов антикоррупционной политики соответствующим a Планируемый образовательный результат государства, формирование позитивного отношения Совместная деятельность семьи и школы к антикоррупционным мероприятиям ; - знание типовых ситуаций взаимодействия с органами государственной власти, содержащих в себе предпосылки для коррупционных проявлений ; - умение применять алгоритмы правомерного разрешения конфликтов интересов, возникающих в рамках взаимодействия с представителями органов государственной власти; - заинтересованность в участии в мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией. - тематические родительские собрания; - оформление информационных стендов; - индивидуаJIьные консультации и беседы; - проведение опросов, иных фор, социологических исследований. направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий с обучаюшимися: - изучение Конституuии Российской ФедерациИ (основы конституционного строя, основы правового статуса личности); - ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экокурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериаJIов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин); - участие во встречах с выпускниками школы; - организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитИе навыкоВ правомерного поведения в типовых ситуациях), - проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации обучающихся. осуществляется этапа организационно-админI{стративного в рамках в сфере инициатив антикоррупционных поддержка информачионная реализации в профессионfu,Iьной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательньIх мероприятиЙ представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п. в рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. обеспечивается возможность aruпо"пaпrя обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечиваюtцих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, обrцественные дви}кения), органами государственноЙ власти, организациями профессионаJIьного и научного сообщества. в проuессе социализации обучаюшихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, деятельности образовательной организdции, формирование взаимодействии с формирование корректной модели поведения обучающегося при структурами, умения решать основные гражданами, организациями и государственными задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ). ч. Днтикоррупционное BocпIlTaHIle в рамках формирования lt реализации программы внеуроtlной деятельности мировоззрения у учащихся щля эффективного формирования антикоррупционного необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время, При этом школьники и студенты должны в рамках реil,чизации подобньтх образовательных фор, иначе ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях в отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать имеющихся условиях с привлечением максимаJIьного объема ресурсов. наибольший эффект может быть достигнут в тех случаях, когда учащегося незнакомые условия и естественным образом или искусственно помещают в относительно том числе с использованием ставят задачу, решение которой может быть получено, в ситуации мох(ет принимать коррупционного элемента. ,щальнейшее моделирование от того, какую линию воспитательного процесса выберет различные формы в зависимости правонарушения в данной педагог. Так, MolttHo просто обозначить, что совершение наступит ответственность, [опускается ситуации возможно, но за это неизбеiкно том случае, если учацийся сознательно пренебрег использование поошрения в коррУпциоНныМпоВеДениеМИнашелВыхоДиЗсложившийсясиТУацииЗаконныМ вводные по разыгрываемой способом. Кроме того, Mo)tцo продумывать дополнительные процесс решения задачи в случае, ситуации, которые суйественнып,r образом усложняют вариант поведения если обучаемый выбрал коррупционный СледУетоТМеТиТЬ'чТоВПроцессеПроВеДениятакихВнеуроЧныхЗаняТии но и укрепляются антикоррупционное мировоззрение r{ащихся, если формируется не только применимы в данной ситуации, Например, знания tIо тем дисциплинам, которые куратора по клинике, получает вводную от своего студент, работаюший в юрилической указанноЙВышесхеМе,оН,прежДеВсеГо,решаетюриДиЧескУюпроблемУ,а коррупuии формируется параллельно, неприязненное отношение к проявлениям и те мероприятия, "po"",1y::,",::, Высокую степень эффЪктивности имеют с параJIлельнои новыми впечатлениями у )л{ащихся внеурочноa up"r", *оrор"ra "зоО"лlоот в рамках коррупционного поведения, Например, нежелательного демонстрацией полезным посещение представляется реализации данной деятельности сПециаJIиЗироВанныхМУЗееВ,коТорыеоТрa)каЮТДеяТеЛЬносТЬПраВоохраниТелЬных орГаноВпоПроТиВоДействиюпоррУпч'".ЭлементомВосПитаниянеприяЗненноГо является формирование в сознании учащихся отношения к совершению правонарушений {, естественного zlJIгоритма ((за любое противоправное деяние следует наказание>. В этой связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внlтренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др. Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать с каникулярным отдыхом учаIцихся. При этом помимо экскурсионных программ следует проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран, предметом которых было бы обсркдение проблем коррупции в данном регионе. По статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся скандинавские и западноевропейские crpan ur2. Подобные встречи могут быть полезны также и на территории российского государства. Проводимые встречи учащихся с государственными и мунициIIаJIьными служащими разного уровня должны затрагивать, в том числе, коррупционную составляюrцую. О вреде коррупции более правдоподобно и красноречиво расскажут те, кто в своей профессиональной деятельности так или иначе с ней сталкиваются N9 п/п 1 Название мероприятия Форма мероприят ия Продол житgль ность Содержание Осуrцествлен ие практической деятельности .Щеловая 4 часа Учацийся задачу от куратора, игра мероприятия (что сформировано) В получает своего результате учащийся понимает, в каких случаях может возникнуть опасность коррупционного решение в с числе том использованием коррупционных схем. Стулент или школьник проявления, в дальнейшем булет принимает необходимое решение, стремиться ее разрешает ситуацию. избегать. Куратор оценивает своего действия подопечного и дает необходимые комментарии. которой возможно, 5 дней Заграничн ый экскурсион ный отдых с параллельн ым проведение м встреч с представит елями государств енных органов Изучение зарубежного опыта 2 Результат учашиеся знакомятся с Учащиеся обшими условиями знакомятся жизни зарубеrкных передовым опытом государств, которые по зарубежных независимым данным государств, к обладают наименьшим приходят что уровнем коррупшии. На пониманию, встречах с различными достойные условия жизни достигаются, зарубежными в том числелицами дол}кностными студенты и школьники благодаря обсужлают проблемы противодействию коррупции, а также коррупции, перенимают передовой недопущению ее опыт соответствующих проявлений. Эти государств, выступают факторы с докладами по выступают мотивами предмету применения такого соответствующих опыта в России. встреч. l 1 J знакомство с Встречи долх(ностн работой ыми российских лицами органов государственн ой власти и местного самоуправлен ия с 4 часа Обучающиеся принимают участие во встречах Студенты и получают обцее школьники с должностными лицами представление разного уровня, в которьж рамках с знакомятсд работе подвержена коррупционным рискам. Обсужлают осознают необходимость | преодоления о государственных и муниципальных о особенностями работы органов, узнают вреде конфликта чиновников, деятельность которых интересов, в России, выступают с встречи, участвуют в докладами по предмету рисков, дискуссии. 4 5 Патриотическ ое воспитание знакомство методами противодейст вия коррупции с Встречи с ветеранами посещение музеев правоохран ительных органов 4 часа 8 часов Обучающиеся принимают участие во встречах с наиболее уважаемыми пенсионерами правоохранительных органов, участниками боевых действий и др. В процеосе проведения таких встреч узнают о положительном опыте прошлого, а также обсуждают современные проблемы коррупции. К таким мероприятиям могут учащиеся готовить выступления по предмету встречи. Учащиеся организованно музеи посещают внутренних органов служб д€л, безопасности, уголовноисполнительной системы, в рамках проведения которьж знакомятся с методами Студенты и школьники получают общее об представление организации деятельности, связанной с проявлением коррупции в прошлом. Приходят к пониманию положительньж сторон жизни без данного антиобщественного явления. Формируется правильное восприятие юридического термина неотвратимости наказания за совершенное, в том числе, коррупционное правонарушение. противодействия коррупции. Немаловажным направлением внеурочной работы с учаIцимися по формированию Только сильное антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание, наших близких, государство способно обеспечить наше булущее, а так}ке будущее государственную крепкую коррупuиогенный фактор расшатывает любую, даже самую встреч учащихся с *uIIIrry. .щанный аспект может обсуждаться в процессе проведения культурно-массового ветеранами войн, труда, правоохранительньж органов, работниками сектора. можно проведения любых из обозначенных встреч во внеурочное время обзоры, доклады студентам, которые бы готовили давать домашнее задание школьникаN4 и на обсуждения предмету к применительно и иные выступления о вреде коррупции тех, слушателями не простыми запланированной встрече. Это позволяло бы становиться а активными участниками опыт, и практический кто уже имеет опредеJIенный хtизненный интерес к обсужлаемой проводимых мероприятий, что в большей ir.n"r, формирует проблематике. ъ purnu" Нормативные правовые акты: 1., Конвенция Организации ОбъединенньIх Наций против коррупции (принята в г, Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией, 58l4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) ll 26.06.2006. }lъ 26. Ст,2'780, 2. Федеральный закон от 29.|2.2о|2 Jф27з-Фз (ред. от 2|.07.2014) коб образовании в Российской Федерации) // сз рФ. з|.|2.20]12, Ns53 (ч. 1). Ст. 7598. з. Федеральный закон от 25J22оо8 Ns 273-ФЗ (ред. от 28.1,2,201з) uo противодействии пЪррупчrr) // СЗ рФ 29.12.2008, Ns 52 (ч. 1). Ст,6228, 4. Федеральный закон от 17,07.2009 J\Ъ 172-ФЗ (ред. от 21.10,2013) коб антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и гIроектов нормативньIх правовых актов) // СЗ РФ. 20.07.2009, N9 29. Ст, 3609, плане 5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N9 226 (О НациональноМ ст,1729, 15, Jф противодействия порруrrц"" на2О14 - 2015 годы) // СЗ рФ. |4.04.20|4, 6. Указ iiр.."д."rа РФ от 1з,04.2010 Jф 460 (ред, от l3.03.2012) ко Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане Jф 16, Ст, 1875, противодействия порруrrц"" на ZO1O - 2011 годы) // сз рФ. 19.04.2010, кОбутверждении 816-р JФ 7. Рас.rор"ж"ние Правительства РФ от |4.05.20|4годы) ll 26.05,2014, N9 Программы по антикоррупционному просвещению на 2OI4 2016 2l. Ст.272\. ) tl Прошито, rrоопrrlоо.ч"о и скреплено печатью tLц и+l??аNr: 1стран МБОУ и ц @".l <<Октябрьская ия> '.К.Закирьяев