изменения и дополнения к ооп ноо ооо соо с учетом Концепции

муниципальное бюджетпое общеобразовательное учреждение
<<Октябрьская школа-гим

назия>>

Красногвардейского района Республики Крым
принято

УТВЕРЖДАЮ
МБОУ кОктябрьская

решением педагогического совета
от_2ZOý2Q_L9д_, протокол ЛЪ

Ш

в

от

Изменения и дополнения
к основной образовательной программе
начального общего образования,
основного общего образования,
среднего общего образования
с учетом Концепции антикоррупционного
воспитания

п. Октябрьское

2019г

3l

.08._20l9г.

Введение

соответствии с Фелеральным законом коб образовании в Российской
Фелераuии) элементом системы образования выступают образовательные программы
программы
различного вида, уровня и (или) направленности. Образовательные

В

определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,

этнической, религиозной и социальной принадле}кности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов' способствовать реализации права обуrаюшихся на
свободный выбор мнений и убех<дений, обеспечивать развитие способностей каждого
человека, формирование и развитие его личности в соответствии с.принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценносrямr'.

образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения и осуlцествляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Помимо
приобретения знаний, умений и навыков в ходе реzrлизации образовательньIх программ
любого уровня происходит формирование ценностных установок, определяюших
характер интеллектуа-пьного, духовно-нравственного и творческого развития человека.
одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования в
сфере образования выступает идея гуманистического характера образования, приоритета
жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,

ответственности, правовой культуры.
ВоспитанИе - деятеЛьность, направлеНная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
и норм поведения в
духовно-нравственных ценностей И принятых в обшестве правил
интересах человека, семьи, общества и государства. Формирование антикоррупционного
является
мировоззрения у обучающихся в рамках реаJIизации образовательных программ
комплексной задачей, основанной на требованиях фелерального закона и образовательньгх

стандартов различного уровня образования,
Коррупция как социаJIьное явление, государственная антикоррупционнЕUI политика,
коррупчией,
методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с
Вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами
и
коррупции
о противодействии
законодательство
поведения,
liоррупционного
предметом
ответственность за коррупционные правонарушения становятся
образовательной
и уровня
образовательной деятельности независимо от направленности
на современном этапе
проблем
социа"Iьных
одной из острейших

npb.purr"l. Являясь

государства, коррупция становится предметом нравственной и
и информационного фона,
правовоЙ оценки: происходИт осмысление личнОго опыта
литературы, вопросов
истории,
соответствующее преломление приобретают изученхе
правовой системы и т.д.
устройства общества и государства, развития
ко всем формам
Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости
противодействия соответствуюшим
ооррупчrо"пой д."rельности, формирование навыков

pburrr" российского

и государства
с привлечением институтов гражданского общества
Ее значимость определила
np"aruaia" одной из приоритетных задач нашего общества,

IIравонарушениям

приняТиекоМПЛексныхПроГраММныхДокУМеНТоВ,заТрагиВаюЩихВсесферы

направления деятельности
общественных отношений и определяющих конкретные
самоуправления, государственных
органов государственной власти, органов местного
организ;ций. особая роль отведена и системе образования
учреждений, общественных

влияние на формирование человеческой
как институту, оказывающему наиболее сильное
принципов, выбор профессиональной и
личности, утверждение ценностей и жизненных
общекультурной модели.
N9 273-ФЗ (ред, от 21,07 20l4) кОб образовании
' Федеральный закон от 29.12,2О12
N953 (ч, 1),Ст, 7598
в Российской Федерации>> llсз рФ, 3|,|2,2012,
,

программы и

мероприятия антикоррупционного воспитания успешно

интегрируются в содержание дисциплин (молулей) основных образовательных программ,
связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права. Кроме того,
и
антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы секций
кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных
образовательных программ анаJIизируется на предмет наJIичия дидактических единиц,
наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования
антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства,

I.

Днтикоррупционное воспитанше в систеD{е российского образования

содержание учебной и воспитательной работы, осуществляемой в рамках системы
при установлении обязательньIх требований к
российского образоваЕия, определяется
ьбра.о"uп"ю определенного уровня в федеральном государственном образовательном
.ruпдuрra. Развйтие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие
граждан, формирование
ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод
в
навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется
п
ализации основных
программе, связанные с
к
обр:tзовilтельIlоt",|
Требования
Образовательная
антикоррупцион}rым воспIлтание]и
программа
Образовательная
программа начального
общего образования

и

1)

воспитание

2)

становление основ гражданской идентичности и

развитие качеств

личности,
отвечающих требованиям информачионного общества,
инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества;
мировоззрения обучающихся

духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, предусматривающее принятие ими

3)

;

моральных норм, нравственных установок, национаJIьньIх
ценностей;
становление внутренней установки личности

4)
по

Образовательная
программа основного
общего образования

1)

ать согласно своей совести

усвоение гуманистических, демократических

традиционных ценностей

и

многонационального

российского общества;
2) освоение социаJIьных норм, правил поведения,
хсизни в группах и сообществах,
рЬлеИ и форм социаJIьной
включая взрослые и социальные сообщества;
и компетентности в
развитие морального сознания
моральных проблем на основе личностного

3)

решении

выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;

4)

основ

правосознания для
собственного поведения и поступков других

формирование

поведения,
"ооr"""Ъ"ия
людей с нравственными ценностями и нормами

Российской
установленными законодательством защищать
Ь"дaрuчr", убеrкденности в необходимости

правопорЯдок правовыми способами и средствами, умений
основные социальные роли в пределах

реализовывать

Образовательная
программа среднего

своей деесп особности
позиции как активного
формирование грах(данской
члена российского общества,
и ответственного
и обязанности,
нные
осознающего свои ко

1)

чувством
ува}кающего закон и правопорядок, обладающего
собственного достоинства, осознанно IIринимающего
традиционные национальные и обtцечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
саморазвития и

обrцего образования

2)

формирование

основ

самовоспитаниявсоответствиисобrцечеловеческими
ценностями и идеалами грах(данского общества;

3)

формирование мировоззренческой, ценностно-

смысловой сферы обучающихся, российской гражданской
идентичности, поликультурности, толерантности,
приверх(енности ценностям, закрепленным Конститучией
Российской Федерачии;
овладение знаниями о понятии права, источниках и
нормах права, законности, правоотношениях;

4)

5)

и
формирование основ правового мышления
соответствуюIцие виДы
способности
различать
правоотношений, правонарушений, юридической

ответственности, применяемых санкций, способов
восстановления на

II.

Формированиеантикоррупцшоllного

мировоззренtrяу обучающихся по

пр()I.раммам ocHoBHo1,o общего и среднего обшего образования

содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного
общего образования
мировоззрЬния обучающихся в рамках основного общего и среднего
история,
осуtцествляется в рамках реаJIизации программ учебных предметов:
обществознание, право.

на

времени
протяжении исторического развития практически во все периоды

лиц, Так, древляне
положением,
восстали против князя Игоря, когда оН, пользуясь долх(ностным
своих
Великая наделяла
фаворитов
дополнительно потребовал с них дань; Екатерина
активные
наиболее
а
и материальными ресурсами,

имелИ местО коррупциОнные

действиЯ различньШ должностНьIх

дополнительными полномочиями
в том числе и бывшие преступники, занимzIJIи
участники революционных событий,
высокие посты в Советском государстве,
ПоДобныеПрИМерыВпроцессеиЗУченияИсТориишкоЛьникаМиДолхtны
государству и обществу
преподноситься с точки зрения причиненного вреда
чтобы, основываясь на
того,
коррупционными действиямr. Эrо должно делаться для
в настоящем и булущем,
опыте прошлого, не допускать противоправных деяний
АнтикоррУПционныМЭлеМенТоМВПроГраММе<<ИсторияРоссии>>яВЛяЮТся
единицы
Раздел курса

.Щидактические единицы

Щревнерусское
государство

Причины появления коррупции в
России.

Коррупuионная составляющая

Образовательный результат

- способность объяснить истоки
конфликта
возникновения
российском
интересов в

феолальной

государственном аппарате ;
- осознание негативного влияния
приоритета родственных связей в
процессе реализации обязанностей
должностных лиц и органов

Влияние

- уяснение предпосьшок появления

разлробленности
государства
Щревнерусского

личного

Складывание
предпосылок

татаро-монгольского
ига на усиление коррупционных
связей

как
взятки
социаJIь ного явления,

негативного

-

Экономическое превосходство
как средство обеспечивающее

Российского
государства

централизацию
гос да

связи
средство.
коррупционное

Превышение

Историческое

сращивания государственных

и

частных интересов.

российского

Брачные

Завершение
образования
Российского

осознание негативного влияния

как

должностных

-

формирование rrредставления об
эволюции конфликта интересов в
российской истории,

- способность определить значение

использования должностного
полномочий.
положения в личных целях;
Авторитаризм.
и
IIричин
понимание
в Формирование государственного механизма противодействия закономерностей формирования
XVI-XVIII вв.
системы
государственной
коррупции.
Создание государственных противодействия коррупции ;
- общее представление о системе
органов по борьбе с коррупчией.
коррупционные
Государственные перевороты как наказаний за
достия(ения преступления.
средство
коррупционных целей.

развитие
Российской
империи

Значение фаворитизма

в

формировании коррупционного
поведения

РОССИЯ В

XIX

В

Сословная система как причина
социального неравенства.

Госуларственные

реформы
общества.
системы
социальной
Революционные настроения как
общественного
форма
противодействия
коррупционному произволу,

советский
период

- приобретение знаний о б основных

направлениях

государственной

антикоррупционной политики

XIX

-

в

в.;

форrирование негативного
отношения к революционным

способам борьбы с коррупцией;
- обобщенные знания о возмо}кных
эвоJIюционного
направлениях
и общества.
Партийная коррупция как - уяснение причин необходимостив
коррупчией
самостоятельное направление борьбы с
политической системе общества;
коррупционного поведения.
- способность объяснить причины
сращивания государственного и
партийного аппарата;

понимание
закономерностей
государственных

основных
развития
механизмов

противодействия коррупции

в

коммунистической партии.

образовательньIх программ
УчебныЙ предмет <<ОбществознанI|е)) в рамках

общего образования обеспечивает формирование
основногО общего и среднего (полного)
гражданской
об основах российской
личностньIх представлен"й
у обучающихся
правового
ответственности,
социаJIьной
идентичности, патриотизма, гражданственности,
общественной
в
активной позиции
самосознания, навыков определения собственной

жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ
правосознания длЯ соотнесения собственного поведения и поступкоВ Других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством
Российокой Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной
дисциплины являются
дидактические единицы :
Раздел курса
Образовательный результат
fi идактические едиIlIlцы
Политика и право
Коррупчионные
- способность вьuIвлять признаки
правонарушения
виды, коррупционного поведения ;
ответственность.
- осознание степени общественной
опасности
коррупционных
правонарушений (преступлений);
- осознание неотвратимости
наказания за
совершение

правонарушений (в

общество

Коррупция как вызов

угроза
состоянию

и

нормальному
современного

общества.

Негативные

последствия

коррупционных

факторов
общественных

для

институтов.

Коррупция -

социально

опасное явление.

(

Человек;

в системе
общественных
отношений
человек

Правомерное поведение
как х(изненный ориентир и
ценность.

Развитое правосознание и
высокий уровень правовой

культуры
личности.

Мотивы

-

основа свободы

коррупционного

повеления,

т.ч.

коррупционнgго характера).
- способность характеризовать
значение коррупции для состояния
общественных отношений ;
- способность определять характер
вреда,
причиняемый
общественным отношениям
коррупционным поведением
граждан, должностных лиц;

- способность определять и
использовать
социальные
институты, обеспечивающие

противодействие коррупции ;
способность выбирать
корректную модель правомерного
поведения
в
потенциаJIьно
коррупциогенных ситуациях.
- способность сделать осознанный
выбор в пользу правомерного
поведения;
- понимание значимости правовых
явлений для личности;
- способность к развитию
правосознания на
основе
полученных знаний;
приобретение навыков,
необходимых для повышения

уровня правовой культуры
рамках образовательной

и

в

иной

деятельности;

- способность выявления мотивов
коррупционного поведения и

экономика

Экономические

издержки
Влияние
коррупции.
на
коррупции
экономическую систему
государства. Экономические
предпосылки

коррупциогенньIх
определение
факторов.
- приобретение знаний о характере
вреда, наносимого коррупчией
экономическим отношениям ;
- способность выявлять основные

коррупциогенные факторы

области

в

экономических

ционных явлений.
коррупции.
Понятие
Противолействие
коррупции. Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.

Право

отношении;

- приобретение знаний об
направлениях
основных
государственной
антикоррупционной политики;

-

приобретение знаний

о

содержании понятия коррупции,
его основных признаках;
- способность осуществлять
классификацию форм проявления
коррупции;
- приобретение знаний о
последствиях,
негативньIх
слr{ае
наступающих
привлечения к ответственности за
коррупционные правонарушения;

в

- способность разграничения
схожих
коррупционных и
некоррупционньtх явлений в
различных сферах жизни
общества.

t
Политика
общественное
явление

Политические гарантии - способность
защиты от коррупции: политических

как

многопартийность,
разделение властей, свобода
массовой
средств
информачии; право граждан

участвовать
делами

в

системе
коррупции.

определять роль

институтов

в

противодействия

управлении
а

предм ета <право> обеспечивается владение знаниями
сформированность основ правового
правонарушениях и юридической ответственности,
при осуществлении тематического
необходимым
Прелставляется
мышления.
обеспечить включение отдельного
планирования реализации данной дисциплины

о

В рамках учебного

комплексного

о

Раздел курса

Основы

коррупции

противодействия

Образовательный
результат

Щидакт1.1.1ескtIе единлlцы

понятие
Правовая

коррупции.
основа

противодействия

коррупции.

Основные
принципы противодействия

коррупции. Меры
п

по

пЦии

- способность
определять

правильно
признаки

коррупционных явлений в
различных сферах жизни
общества;

-

способность
систем

, r'."ll

,,.,

Выявление и расследование
коррупционных
преступлений.
Госуларственная политика в
сфере противодействия
коррупции.

нормативньiх
правовых
актов, содержание которых
связано с противодействием
коррупции;

-

знание
и

направлений

противодействия
коррупции;

основных
принципов

- знание основных мер по
профилактике коррупции ;
- способность выявить
признаки
основных
коррупционньж
правонарушений;
- знание об актуальньж
направлениях
государственной политики в
сфере противодействия
коррупции.
пI.

Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках
реализации спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин
обществоведческой и правовой направленности

Реализация
спецкурсов,
и
элективньIх
дисциплин
факультативных
обществоведческой и правовой направленности обеспечивает возможность расширения
объемов учебной работы обучаюrцихся, связанной с формированием антикоррупционного
воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением
профориентационной деятельности.

Примерная тематика курса
Основы правовых знаний

Основы рыночной экономики

обцество и личность

Щополнительная антикоррупционная составляющая
курса
Коррупция и власть.
Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
Борьба с коррупционными правонарушениями.
Система антикоррупционных законов в Российской
Фелерачии,
Коррупция как разновидность девиантного поведения.
Связь организованной преступности и коррупции.
Правовые и организационные меры предупреждения
коррупции.
Национальный план противодействия
Экономический аспект коррупции.
Коррупция - основа теневой экономики.
экономическом
мех(дународном
Коррупчия в
Молодежь и коррупция.
Антикоррупционное мировоззрение
Гражданин и коррупция.
Гражданская активность - метод борьбы с коррупчией.
образовательных
Профилактика коррупции в
организациях.
и
как социальное явление, ее п
Ко

формы.

роль экономических, политических и

нравственно-

психологических факторов в системе причин.

правосознание,
Сознание, ответственность и
правовой
восприятия
бессознательные формы

действительности: стереотипы, заблуждения, привычки,
интуиция, психологическая характеристика правомерного
и правонаруш ающего поведения

Iv.

Формирование антикорРупционногО мировоззрения

в

рамках
обучающихся
и
социализации
воспитания
программы
реализации

проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные
институты и поиска Ъ,Р6aпr""rых средств борьбы с ней является особенно актуальной для
сТран'ПрошеДшихПериоДПосТкоММУнисТическогоТранзИ.ГаИнахоДяЩихсяВпоиске
новых стабильных принципов устройства экономической, социальной, правовой и
духовной сфер жизни.

секрет, что период радикального переустройства общества
характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе

ни для кого не

мы стремимся
недоверие к идеям демократии, законности и равноправия, Именно поэтому
к любым
(инстинктов)
нетерпимости
сегодня к дополнИтельномУ развитиIо социаJIьных
органы,
проявлениям коррупции, вовлекая В соответствующую работу государственные
и,
партнерства,
оЬ*a.ru.пные объединения, институты общественно-государственногО
призвано
конечно же, образовательные организации. днтикоррупционное просвещение
нравственного
траличий
и
восполнить недостаток исторически сло}кившихся устоев
обязанностях личности.
поведения, грах<данской позиции и представлений о правах и
и
рассмотрение объективньж причин
Принципиально важным является выявление
булет больше всего
существования коррупции в обществе - иначе осуждение коррупции
потребительского общества,
похоже на проявление хан жества и неискренности. Соблазны
доходов и расходов, отношение к
формирlтощие приоритеты повышения уровня
благосостояния - все это
государственной слуrкбе как к средству повышения личного
коррупции со стороны
приводит к формированию негативного отношения к фактам
негативный характер
дру гих лиц, но не себя ли чно. Обосновать разрушительный,
К числу
просвещения.
ваrкнейшая задача антикоррупционного
подобной идеологии
быть отнесены рост
иных причин расцвета корруп ции в обшестве также могут
бюджетных
расходов,
безработицы, экономический кризис , недофинансирование
качестве
в
Наконец,
противоречивос, ть и неясность законодательного регулирования.
мент€Lпитет,
существования коррупции рассматривается национальный
причины
культурный фон обшества. Весьма важно, чтобы указанные
устоявши еся традиции и
вечного,
в оправдание коррупции, в обоснование ее
факторы не превращаJIись
нулевым
с
что не сушествует государств
непреодолимо го характера. Хотя верно то,
коррупции
что достижение социально приемлемого уровня
уровнем коррупци и, очевидно,
во многих государствах
- BecbN{a реальная цель, достигнутая
задачи, направления и ценностные основы формирования
основные
о бразовательных программ
в
антикоррупционн ого мировоззрения обучающихся рамках
общего образования формулируются в рамках
основного общего и среднего (полного )
бучаюrцихся
прогр аммы воспитания и социализации о
антикоррупционного
На уро вне основного обшего образования цель формирования
задач,
основных
\,Iировоззрения предполагает решение след}тощих
I)I
ль
ия лlt.tlIостной
В области
Зrrачение для формлlроваrI ия а}IтrIкоррупциоIIного
программы
Задача
мировоззрения
и
ль
ие аксиологиLIеско и б азы
Усвоение

и
общечеловеческих
национа,,Iьньrх ценностей

Развитие
целеустремлённости
настойчивости
дости}кении результата

правосознания:'
изучение
цивилизационньIх
поведения.

-

и
в

основ

формирование способности постановки

правомерного

и

достижения

социальньгх целей:

формирование способности выявлять и использовать
наиболее эффективные правомерные способы решения

-

задач во всех сферах }кизни.

социальной

В области

ль

Значение для формирования антикоррупционного
мировоззрения

Задача программы

-

создание основы для идентификации личности как
участника социальных объединений: семьи, трудового

Формирование
гражданского
самосознания

усвоение

ценностей
правового
демократического

государства _

коллектива, местного сообщества, государства ;
- появление убе>ttденности в необходимости активного
в делах обrцества и
- позитивная оценка принципов законности, равенства прав
и свобод человека и гражданина, верховенства права;
- уважение прав и свобод других лиц, негативнаJI оценка
общества.
посягаюпIих на

При получении среднего общего образования цель

формирования
задач,
основньIх
следующих
предполагает
мировоззрения
решение
антикоррупционного
ы:
ль
личностной
В области

Значение для формирования антикоррупционного
мировоззрения

Задача программы

-

(Dормирование основ
нравственного
самосознания личности

закрепление внутренних этических критериев

выбора

модели правомерного поведения;
- развитие механизмов нравственного самоконтроля;

-

закрепление привычки активного реагирования

в

отношении опасных для общества коррупционных
Формирование
представлений

соотношении личного
блага
развитие способности
самостоятеJIьным
поступкам и действиям

оявлений
- использование традиционных представлен ий о категориях
о

мораJtи

и нравственности

для закрепления

убежленности

в

при
и необходимости следования интересам общества
остей
ении личных
,авлений
о неизбежно сти наступл ения
к
формировани е предст
норм
ответственности за нарушение м оральных и правовых
совершение
- признание персональной ответственности за
деяния

ы
ль
социальной
Значение лля формирования антикоррупционного

В области
Задача программы
Развитие патриотизма и
гражданской солидарности

-

государства;

-

в развитие

осознание личного вклада
идентификация личности

в

общества и

качестве гражданина

субъекта прав и обязанностей
( }ки з НЬ,
признание зна чимых обществен ных ценностей
интересов
своб одное развитие LIеловека, защищенность
в
общественная безопасность и

качестве личных жизненных ориентиров.

Усвоение гуманистических
и демо(ратических
ценностей

к противоправному
отношениям;
общественным
поведению, несущему вред
- понимание значимости защиты общественных интересов,
-

развитие нетерпимого отношения

недопустимости разрушения институтов государства и
гражданского общества;

-

илентификация
Российской

в

качестве части многонационального
ации

воспитание и социализация обучаюшихся на ступени основного общего и среднего
(полного) образования осуtцествляется в рамках целого Ряда направлений,
и
обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного
ответственного гражданина. ФормированtIе tlетерпимого отношения к коррупции,
является самостоятельным комплексным
развитие антикоррупционного мировоззрения
воспитания и
направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе

социализации Обlлlающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые
и школы,
мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи

Воспитательные задачи

- формирование навыков совместного поддержания порядка в
коллективе;
- формирование навыков эффективного правомерного
характера;
решения типовых ситуаций бытового
проявлений для
коррупционньIх
вреде
о
знаний
- усвоение
личности, общества и государства;
- развитие общественной активности, направленной на
предотвращение и пресечение коррупционного поведения;
основных знаний о правах и обязанностях
-

усвоение

человека и гражданина;
- формирование развитого бытового правосознания, создание
культуры;
условий для повышения уровня правовой
- развитие стремления к поиску правомерных форм
взаимодействия с грах(данами, структурами гражданского
общества и органами государственной власти в рамках
типовьIх ситуачий;

формирование духовно-нравственных ориентиров,

-

исклIочаЮщих возмОжностЬ коррупционного

поведения;

- усвоение базовых знаний о мерах юридической
ответственности, предусмотренных за совершение
правонарушений, и о неотвратимости
коррупционных
наказания;

ответственности за
нравственной
совершение коррупционных действий, наносящих ущерб
общественным отношениям ;
- усвоение знаний о безусловной общественной опасности
ложньIх
представлений,
развенчание
коррупционных
стереотипов о (пользе) коррупции;
образа сотрудника
позитивного

- развитие чувства

-

Ключевые мероприятия

формирование

- выполнение творческих з аданий по дисциплинам;
- проведение тематического классного часа;

власти и
- посеlцение с экскурсией органов государственной
местного самоуправления,
- сюжетно-ролевые творческие мероприятия;
- оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов,
стендов и т.п,;

- проведение бесед с представителями правохранительньIх
органов, юридического сообщества, депутатами

представительных органов государственной власти и

местного самоуправления;
- проведение тематических конкурсов;
- проведение тематических бесед с обучающимися (<что
такое коррупция?>, ккакой вред наносит коррупция?> и т.п.;
- обсутсдение публикаций в средствах массовой информачии,
связанных с противодействием коррупции;
- организация мероприятий, приуроченных к памятным датам

России (!ень российского

парламентаризма, .Щень
конституции), праздничным дням (!ень России) и иным

датам (!ень сотрудника органов
внутренних дел Российской Федерации, !ень юриста и пр.).
- нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного
поведения и их последствиям;
- умение вести дискуссию об общественной опасности
коррупционного поведения;
- знания основных принципов антикоррупционной политики
соответствующим

a

Планируемый
образовательный
результат

государства, формирование позитивного отношения

Совместная деятельность
семьи и школы

к

антикоррупционным мероприятиям ;
- знание типовых ситуаций взаимодействия с органами
государственной власти, содержащих в себе предпосылки для
коррупционных проявлений ;
- умение применять алгоритмы правомерного разрешения
конфликтов интересов, возникающих в рамках
взаимодействия с представителями органов государственной
власти;
- заинтересованность в участии в мероприятиях,
направленных на борьбу с коррупцией.
- тематические родительские собрания;
- оформление информационных стендов;
- индивидуаJIьные консультации и беседы;
- проведение опросов, иных фор, социологических
исследований.

направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного
мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм
занятий с обучаюшимися:
- изучение Конституuии Российской ФедерациИ (основы конституционного строя,
основы правового статуса личности);

-

ознакомление

с

примерами противодействия коррупционному поведению

(в

процессе бесед, экокурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериаJIов, путешествий по
историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического
содержания, изучения учебных дисциплин);
- участие во встречах с выпускниками школы;
- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных
на развитИе навыкоВ правомерного поведения в типовых ситуациях),
- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей
общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления,
Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных
этапах социализации обучающихся.
осуществляется
этапа
организационно-админI{стративного
в
рамках
в сфере
инициатив
антикоррупционных
поддержка

информачионная

реализации

в

профессионfu,Iьной среде
образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских
отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего
образования, привлечение к проведению учебных и воспитательньIх мероприятиЙ
представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.
в рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание
условий для практической социальной активности учащихся, направленной на
формирование антикоррупционного мировоззрения. обеспечивается возможность
aruпо"пaпrя обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных
отношений, обеспечиваюtцих взаимодействие со структурами гражданского общества
(общественные объединения, общественные фонды, обrцественные дви}кения), органами
государственноЙ власти, организациями профессионаJIьного и научного сообщества.
в проuессе социализации обучаюшихся осуществляется формирование активной
позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции,

деятельности образовательной организdции, формирование

взаимодействии с
формирование корректной модели поведения обучающегося при
структурами,
умения решать основные
гражданами, организациями и государственными
задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения,
осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой
корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ).

ч.

Днтикоррупционное BocпIlTaHIle в рамках формирования lt реализации
программы

внеуроtlной

деятельности

мировоззрения у учащихся
щля эффективного формирования антикоррупционного
необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время, При этом
школьники и студенты должны в рамках реil,чизации подобньтх образовательных фор,
иначе
ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или
имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях

в
отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать

имеющихся условиях с привлечением максимаJIьного объема ресурсов.

наибольший эффект может быть достигнут

в тех

случаях, когда учащегося

незнакомые условия и
естественным образом или искусственно помещают в относительно
том числе с использованием
ставят задачу, решение которой может быть получено, в
ситуации мох(ет принимать
коррупционного элемента. ,щальнейшее моделирование
от того, какую линию воспитательного процесса выберет
различные формы в зависимости
правонарушения в данной
педагог. Так, MolttHo просто обозначить, что совершение
наступит ответственность, [опускается
ситуации возможно, но за это неизбеiкно
том случае, если учацийся сознательно пренебрег

использование поошрения

в

коррУпциоНныМпоВеДениеМИнашелВыхоДиЗсложившийсясиТУацииЗаконныМ

вводные по разыгрываемой
способом. Кроме того, Mo)tцo продумывать дополнительные
процесс решения задачи в случае,
ситуации, которые суйественнып,r образом усложняют
вариант поведения
если обучаемый выбрал коррупционный

СледУетоТМеТиТЬ'чТоВПроцессеПроВеДениятакихВнеуроЧныхЗаняТии
но и укрепляются

антикоррупционное мировоззрение r{ащихся,
если
формируется не только
применимы в данной ситуации, Например,
знания tIо тем дисциплинам, которые
куратора по
клинике, получает вводную от своего
студент, работаюший в юрилической

указанноЙВышесхеМе,оН,прежДеВсеГо,решаетюриДиЧескУюпроблемУ,а
коррупuии формируется параллельно,
неприязненное отношение к проявлениям
и те мероприятия, "po"",1y::,",::,
Высокую степень эффЪктивности имеют

с параJIлельнои
новыми впечатлениями у )л{ащихся
внеурочноa up"r", *оrор"ra "зоО"лlоот
в рамках
коррупционного поведения, Например,
нежелательного
демонстрацией
полезным посещение

представляется
реализации данной деятельности

сПециаJIиЗироВанныхМУЗееВ,коТорыеоТрa)каЮТДеяТеЛЬносТЬПраВоохраниТелЬных
орГаноВпоПроТиВоДействиюпоррУпч'".ЭлементомВосПитаниянеприяЗненноГо
является формирование в сознании учащихся
отношения к совершению правонарушений

{,

естественного zlJIгоритма ((за любое противоправное деяние следует наказание>. В этой
связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внlтренних
дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др.
Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с
передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать
с каникулярным отдыхом учаIцихся. При этом помимо экскурсионных программ следует
проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран,
предметом которых было бы обсркдение проблем коррупции в данном регионе. По
статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся
скандинавские и западноевропейские crpan ur2. Подобные встречи могут быть полезны
также и на территории российского государства. Проводимые встречи учащихся с
государственными и мунициIIаJIьными служащими разного уровня должны затрагивать, в
том числе, коррупционную составляюrцую. О вреде коррупции более правдоподобно и
красноречиво расскажут те, кто в своей профессиональной деятельности так или иначе с
ней сталкиваются

N9

п/п
1

Название
мероприятия

Форма
мероприят
ия

Продол
житgль
ность

Содержание

Осуrцествлен
ие
практической
деятельности

.Щеловая

4 часа

Учацийся
задачу от
куратора,

игра

мероприятия (что
сформировано)

В

получает
своего

результате
учащийся
понимает, в каких
случаях может
возникнуть
опасность
коррупционного

решение
в
с
числе
том
использованием
коррупционных схем.
Стулент или школьник проявления, в
дальнейшем булет
принимает
необходимое решение, стремиться ее
разрешает ситуацию. избегать.
Куратор оценивает
своего
действия
подопечного и дает
необходимые
комментарии.

которой возможно,

5 дней
Заграничн
ый
экскурсион
ный отдых
с
параллельн
ым
проведение
м встреч с
представит
елями
государств
енных
органов

Изучение
зарубежного
опыта

2

Результат

учашиеся знакомятся с Учащиеся
обшими условиями знакомятся
жизни зарубеrкных передовым опытом
государств, которые по зарубежных
независимым данным государств,
к
обладают наименьшим приходят
что
уровнем коррупшии. На пониманию,
встречах с различными достойные условия
жизни достигаются,
зарубежными
в том числелицами
дол}кностными
студенты и школьники благодаря
обсужлают проблемы противодействию
коррупции, а также
коррупции,
перенимают передовой недопущению ее
опыт соответствующих проявлений. Эти
государств, выступают факторы
с
докладами по выступают
мотивами
предмету
применения такого
соответствующих
опыта в России.
встреч.

l
1

J

знакомство

с

Встречи

долх(ностн
работой
ыми
российских
лицами
органов
государственн
ой власти и
местного
самоуправлен
ия

с

4 часа

Обучающиеся
принимают участие во

встречах

Студенты

и

получают

обцее

школьники

с

должностными лицами

представление

разного уровня, в
которьж
рамках
с
знакомятсд

работе

подвержена
коррупционным
рискам. Обсужлают

осознают
необходимость
| преодоления

о

государственных и
муниципальных
о
особенностями работы органов, узнают
вреде конфликта
чиновников,
деятельность которых интересов,

в

России, выступают

с

встречи, участвуют

в

докладами по предмету

рисков,

дискуссии.
4

5

Патриотическ
ое воспитание

знакомство
методами
противодейст
вия
коррупции

с

Встречи

с
ветеранами

посещение
музеев
правоохран
ительных
органов

4 часа

8 часов

Обучающиеся
принимают участие во
встречах с наиболее
уважаемыми
пенсионерами
правоохранительных
органов, участниками
боевых действий и др.
В процеосе проведения
таких встреч узнают о
положительном опыте
прошлого, а также
обсуждают
современные проблемы
коррупции. К таким
мероприятиям
могут
учащиеся
готовить выступления
по предмету встречи.
Учащиеся
организованно

музеи
посещают
внутренних
органов
служб
д€л,
безопасности,

уголовноисполнительной

системы, в рамках
проведения которьж
знакомятся с методами

Студенты

и

школьники

получают

общее
об

представление
организации
деятельности,

связанной

с

проявлением

коррупции

в

прошлом. Приходят
к
пониманию
положительньж

сторон жизни

без

данного
антиобщественного
явления.

Формируется
правильное
восприятие
юридического
термина
неотвратимости

наказания

за
совершенное, в том
числе,
коррупционное
правонарушение.

противодействия
коррупции.
Немаловажным направлением внеурочной работы с учаIцимися по формированию
Только сильное
антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание,
наших близких,
государство способно обеспечить наше булущее, а так}ке будущее
государственную
крепкую
коррупuиогенный фактор расшатывает любую, даже самую
встреч учащихся с
*uIIIrry. .щанный аспект может обсуждаться в процессе проведения
культурно-массового
ветеранами войн, труда, правоохранительньж органов, работниками
сектора.

можно
проведения любых из обозначенных встреч во внеурочное время
обзоры,
доклады
студентам, которые бы готовили
давать домашнее задание школьникаN4 и
на
обсуждения
предмету
к
применительно
и иные выступления о вреде коррупции
тех,
слушателями
не простыми
запланированной встрече. Это позволяло бы становиться
а активными участниками
опыт,
и
практический
кто уже имеет опредеJIенный хtизненный
интерес к обсужлаемой
проводимых мероприятий, что в большей ir.n"r, формирует
проблематике.

ъ purnu"

Нормативные правовые акты:
1., Конвенция Организации ОбъединенньIх Наций против коррупции (принята
в г, Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией, 58l4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН) ll 26.06.2006. }lъ 26. Ст,2'780,
2. Федеральный закон от 29.|2.2о|2 Jф27з-Фз (ред. от 2|.07.2014) коб
образовании в Российской Федерации) // сз рФ. з|.|2.20]12, Ns53 (ч. 1). Ст. 7598.
з. Федеральный закон от 25J22оо8 Ns 273-ФЗ (ред. от 28.1,2,201з) uo
противодействии пЪррупчrr) // СЗ рФ 29.12.2008, Ns 52 (ч. 1). Ст,6228,
4. Федеральный закон от 17,07.2009 J\Ъ 172-ФЗ (ред. от 21.10,2013) коб
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и гIроектов нормативньIх
правовых актов) // СЗ РФ. 20.07.2009, N9 29. Ст, 3609,
плане
5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N9 226 (О НациональноМ
ст,1729,
15,
Jф
противодействия порруrrц"" на2О14 - 2015 годы) // СЗ рФ. |4.04.20|4,
6. Указ iiр.."д."rа РФ от 1з,04.2010 Jф 460 (ред, от l3.03.2012)
ко Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане
Jф 16, Ст, 1875,
противодействия порруrrц"" на ZO1O - 2011 годы) // сз рФ. 19.04.2010,
кОбутверждении
816-р
JФ
7. Рас.rор"ж"ние Правительства РФ от |4.05.20|4годы) ll 26.05,2014, N9
Программы по антикоррупционному просвещению на 2OI4 2016
2l. Ст.272\.

)

tl

Прошито, rrоопrrlоо.ч"о
и скреплено печатью

tLц и+l??аNr:

1стран

МБОУ

и

ц

@".l

<<Октябрьская

ия>

'.К.Закирьяев


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».