работ, эссе, сочинений и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета). 2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета. 3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета 3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы. 3.2. Открытое и наглядное предъявление обучающимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования). 3.3. Открытое и наглядное предъявление обучающимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта. 3.4. Обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта. 3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения обучающимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др. 3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для обучающихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.). 3.7. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.. 3.8. Образцы индивидуальных учебных планов, программ обучающихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета. 4. Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам 4.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в два ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться расстояние: от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5 м; от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м; от задней стены до последних парт (столов) – 0,65 м; от классной доски до первых парт (столов) – 2 м; от классной доски до последней парты (стола) – не более 8 м; между рядами – о,6 м. В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера. Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить обучающимся со сниженным слухом. Обучающиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым 2 воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон. Не менее одного раза за учебный год обучающихся, сидящих в 1-м и 2-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты по росту. При оборудовании учебных помещений для обучающихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель. Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темнокоричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность обучающихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темнозеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11-х классов – 80-90 см. 4.2. Освещение учебных кабинетов. Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75 – 2,0% . Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от обучающихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения. В кабинетах биологии оптимальной является ориентация окон на юг. Светопроемы учебных кабинетов оборудуются тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. При начале занятий в 8 часов на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется: не закрашивать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы – их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон; очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной). 4.3. Отделка учебных кабинетов. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7-0,8; для стен – 0,5-0,6; для пола – 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок: для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый. 4.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице. 3 Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения Длительность Длительность Длительность Воспроизведение Классы просмотра диа- просмотра кино-, просмотра звукозаписи фильмов, диаповидеофильмов учебных теле(мин.) зитивов (мин.) (мин.) передач (мин.) 1-2 7 – 15 15 – 20 15 до 15 3-4 15 – 20 15 – 20 20 5-7 20 – 25 20 – 25 20 – 25 до 20 8-11 25 – 30 25 – 30 4.5. Воздушно-тепловой режим. Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала занятий осуществляется сквозное проветривание. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха Наружная Длительность проветривания Длительность проветривания температура помещений в малые перемены помещений в большие перемены (мин.) (мин.) от +10º С до +6º С 4 – 10 25 – 35 от +5º С до 0º С 3–7 20 – 30 от 0º С до -5º С 2–5 15 – 25 от -5º С до -10º С 1–3 10 – 15 ниже -10º С 1 – 1,5 5 – 10 При температуре наружного воздуха более +10º С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять: 18-20º С при их обычном остеклении и 19-21º С - при ленточном остеклении; в учебных мастерских – 15-17º С; в актовом зале, классе пения и музыки– 18-20º С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17º С; в раздевалке спортивного зала – 19-23º С; в библиотеке – 17-21º С. Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3º С. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5º С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание – во время перемен в отсутствие обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14º С проветривание зала следует прекращать. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%. В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие приспособления. 4 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)