Положение об учебном кабинете.pdf

работ, эссе, сочинений и других материалов для диагностики качества обучения и
образовательного процесса (по профилю кабинета).
2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы,
программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.
3.

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к
образовательной подготовке на базе учебного кабинета

3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в
соответствии с образовательной программой школы.
3.2. Открытое и наглядное предъявление обучающимся минимально необходимого
содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта
образования).
3.3. Открытое и наглядное предъявление обучающимся образцов измерителей выполнения
требований образовательного стандарта.
3.4. Обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных
работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней
образовательного стандарта.
3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения обучающимися
требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты
интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих
заданий и др.
3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для обучающихся по
проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития
общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по
подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум,
семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и
др.).
3.7. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным
занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с
отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др..
3.8. Образцы индивидуальных учебных планов, программ обучающихся, результаты и анализ
их выполнения по профилю кабинета.
4.

Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

4.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.
В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в два
ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт
(столов) и стенами. При этом должно выдерживаться расстояние:
 от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5 м;
 от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м;
 от задней стены до последних парт (столов) – 0,65 м;
 от классной доски до первых парт (столов) – 2 м;
 от классной доски до последней парты (стола) – не более 8 м;
 между рядами – о,6 м.
В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить
мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором
мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми
и вторыми партами в любом ряду нужно отводить обучающимся со сниженным слухом.
Обучающиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у
окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.
Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым
2

воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее одного раза за учебный год обучающихся, сидящих в 1-м и 2-м рядах, меняют
местами, не нарушая соответствия номера парты по росту.
При оборудовании учебных помещений для обучающихся 6-летнего возраста
рекомендуется использовать дошкольную мебель.
Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей,
равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темнокоричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность
обучающихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темнозеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается:
для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11-х классов – 80-90 см.
4.2. Освещение учебных кабинетов.
Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий,
мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент
естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75 – 2,0% .
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой
стороны от обучающихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза,
поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.
Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко
снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене,
противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от
пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах биологии оптимальной является ориентация окон на юг.
Светопроемы учебных кабинетов оборудуются тканевыми шторами светлых тонов,
сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в
простенках между окнами.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. При начале
занятий в 8 часов на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом
оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать
искусственное освещение..
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных
помещений рекомендуется:
 не закрашивать оконные стекла;
 не расставлять на подоконниках цветы – их следует размещать в переносных
цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
 очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
4.3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски,
создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
 для потолка – 0,7-0,8;
 для стен – 0,5-0,6;
 для пола – 0,3-0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
 для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого,
голубого;
 для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
 для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
 для дверей, оконных рам – белый.
4.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических
средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе
устанавливается согласно таблице.
3

Длительность непрерывного применения на уроках
различных технических средств обучения
Длительность
Длительность
Длительность
Воспроизведение
Классы просмотра диа- просмотра кино-,
просмотра
звукозаписи
фильмов, диаповидеофильмов
учебных теле(мин.)
зитивов (мин.)
(мин.)
передач (мин.)
1-2
7 – 15
15 – 20
15
до 15
3-4
15 – 20
15 – 20
20
5-7
20 – 25
20 – 25
20 – 25
до 20
8-11
25 – 30
25 – 30
4.5. Воздушно-тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не
менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного
проветривания определяется погодными условиями, а до начала занятий осуществляется
сквозное проветривание.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная
Длительность проветривания
Длительность проветривания
температура
помещений в малые перемены помещений в большие перемены
(мин.)
(мин.)
от +10º С до +6º С
4 – 10
25 – 35
от +5º С до 0º С
3–7
20 – 30
от 0º С до -5º С
2–5
15 – 25
от -5º С до -10º С
1–3
10 – 15
ниже -10º С
1 – 1,5
5 – 10
При температуре наружного воздуха более +10º С целесообразно проводить занятия при
открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в
зависимости от климатических условий должна составлять:
 18-20º С при их обычном остеклении и 19-21º С - при ленточном остеклении;
 в учебных мастерских – 15-17º С;
 в актовом зале, классе пения и музыки– 18-20º С;
 в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17º С;
 в раздевалке спортивного зала – 19-23º С;
 в библиотеке – 17-21º С.
Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, так и по
горизонтали не должен превышать 2-3º С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого
необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при
температуре наружного воздуха выше +5º С и слабом ветре. При более низкой температуре и
большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а
сквозное проветривание – во время перемен в отсутствие обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14º С проветривание зала
следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха
должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением
большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция.
Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и
механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие
приспособления.
4

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».